Невестин пирог народные приметы

Еще один исчезнувший обычай. А ведь еще в 1800 г. свадебный стол был немыслим без «невестиного пирога»: без него шансы супружества на удачу считались минимальными.Карр в «The Dialekt of Craven» пишет, что этот пирог всегда был круглым и имел очень толстую корку, украшенную различными способами. В центре пирога помещалось изображение большой наседки, сидящей на яйцах, — своего рода эмблема плодородия. Начинка пирога обычно делалась из цукатов. И не попробовать его считалось знаком неуважения к новобрачным.Печение обрядового свадебного пирога сохраняется в русских деревнях повсеместно вплоть до наших дней. «Свадебный хлеб с воткнутыми в него изукрашенными деревцами ветками имеет широкий район распространения. Такое печенье известно не только в южной Великороссии (Калужская губ., Курская губ.), но и в Белоруссии (Витебская губ., Смоленская губ.), отчасти и у северновеликоруссов.В Перемышльском у. [Калужской губ.] «рощу» печет мать невесты из крутого пресного теста в виде большой лепешки, в которой, пока она еще сырая, делают сучком дырочки («натыкают норачек»); в эти дырочки, когда пирог уже испечен, вставляют украшенные ветки — «ражки». Наряжают хлеб, «справляють рошшу» девушки — подруги невесты. В старину сучки обматывали полосками пшеничного теста, но со времени голодных лет («чирез hалодныи hада»), из экономии пшеничной муки, ветки стали обвертывать цветной и золоченой бумагой. Такую бумагу девицы режут полосками, заворачивают с продольного края раза 3 гармонией и надрезывают здесь ножницами, и бумага, когда ее расправят, выходит пушистой, курчавой. На концы украшенных рожков сажают по старине фигурки из пресного теста: «кренделюшки», «кружалбчки», «вертушки», «птушки-соловейчики», связанный узлом жгутик из теста с хохолком, пару коней, пару свиней (знак богатства) и, наконец, символические из пера фигурки «мужичкя» и «бабочки» — изображения жениха и невесты, которые укрепляют рядышком на одной ветке с двумя рожками — на «двойчатке» [см. иллюстрацию]. Фигурки одевают в пестрое платье — невесту в сарафан, рубаху и фартук, с покрывалом на лице, жениха — в рубаху и штаны. Иногда же сажают их на рожки неодетыми; у женской фигурки вылепливают из теста высокие груди [см. иллюстрацию]. Характерно, что теперь в домах, «иде хороший люди», — не разрешают делать изображения молодых («хлеб — божий дар»). Можно предположить, что «мужик» и «бабочкя» — лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодородия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлебы…Готовую «рощу» выносят в холодную хату или, если в избе у невесты тесно, к соседям, где она и стоит до пропой. На пропоях, в то время как девицы сидят на лавках и поют величальные жениху и невесте, «роща» красуется на столе. Когда приезжает жених со своим народом, дружко и полудружье «акупают» рощу — дают девицам три рубля, бутылку вина, «кусок» мяса и три пирога, приговаривая: «Ваш лес хароший, hонкий, hадитца нам на стройкю». Девицы гостинцы берут и уходят с пирогом, освобождая место для поезда жениха. Когда утром невесту собирают к венцу, пирог опять стоит на столе «для красы».После венца в доме невесты девушки вновь поют, «абыhрывають» рощу и получают деньги. На почестные «круглый пирог» везет женщина из невестиной родни вместе с наряженными девицами — «пакручальницами» или «пакручалками». В доме жениха на почестных «рощу» ставят на стол и обыгрывают в самом конце беседы…Тут девушка запевала, наряженная в рубаху с шелковыми рукавами, атласный сарафан с шелковым фартуком и большой венок из фольговых цветов, берет «круглый пирог» и, высоко приподняв его обеими руками, «ходит» — пляшет с ним посреди избы…После песен одна из девиц снимает с «рощи» ту ленту, которой она опоясана, и обвязывает ею головы молодым, чтобы дружнее жили, в то время как кто-либо из родных приговаривет: «Как рошша стаяла — не расходилась, так штобы маладыи не расхадились». Затем начинают «ломать» рощу. Около нее становятся дружок от жениха и полудружье. Первый вытаскивает «рожки» из круглого пирога, а полудружье раздает их гостям — «пада усякава человека становять па ветачки», т. е. втыкают ее в тот пирог, который лежит перед каждым гостем на столе. Дружок начинает шуткой: «Нада свадить рошшу; харош лес, ровный». Молодым он выбирает «дваешку» или «двойчатку» с фигурками мужика и бабы; полудружье передает им эту ветку с приговором: «Вот вас сейчас парочкя: а вот на лето вас будить трое» и дает им еще ветку с тремя рожками — «трайчатку». «Вот табе, — обращается он к какой-либо бабе, — «толстая ветка на балку, хату строить. А это табе (к другой бабе) — на вилы» и т. д. При этом гостей обносят вином. «Асталися ат рошши адни карешики», — говорит дружок. «Старушки будут пни капать, да печки тапить. Ну, старушки, ваши пни тут: капайте, как хочете, сами». Запечные старушки, которые стряпают к свадьбе, а на пиру подают чашки с харчами, стоят возле печки… «Што ж, — говорят они, — спасибо и на етам».Каждый гость, уезжая домой и сидя на повозке, держит ветку от «рощи» в. руке перед собой напоказ, чтобы все видели, что едет со свадьбы. Дома кренделюшки и другие фигурки из теста с рожков отдает детям.Круглый пирог, по-видимому, является символом счастья… Продажа «рощи» на сторону будто бы предвещала молодым беды и невзгоды».

Оцените статью