Лошадь народные приметы

В день Нового Года выстирай кухонное полотенце и просуши его на ограде. Если затем ты вытрешь им своих лошадей, они будут толстыми и холеными. (Уэльс). В йоркширском Райдинге всего лишь около 80 лет назад еще был распространен следующий способ лечения болезни, поражавшей лошадиные копыта. Его описание заверено авторитетом преп. Г. Ормсби.Хозяин лошади должен был в полночь выйти в свой сад и «вынуть» дерн у подножия самой большой яблони, а затем осторожно повесить его на самую высокую ветку дерева, все в молчании и одиночестве. Когда дерн «осыпался» на землю, болезнь покидала животное.Этот способ лечения был известен во многих других районах Северной Англии, но с дополнением, что дерн следовало брать в том месте, где больное животное щипало траву.Денем («Folk Lore of the North of England») утверждает, что многие крестьяне не применяли для лечения зараженных копыт никаких других средств и игнорировали все советы ветеринаров, считая, что подвешенный дерн помогает лучше.В Олкомбе династия сельских кузнецов на протяжении многих поколений владела талисманом, с помощью которого можно было вынимать гвозди из «стрелок» лошадиных копыт и мгновенно исцелять раны. Суеверие, связанное с этим талисманом, гласит, что применять его может только один человек.В 1940 г. лечением лошадей занималась дочка последнего кузнеца и лечение (пусть и основанное на суеверии) всегда было успешным.Без коня не родит земля, а без хлеба — нет жизни крестьянину. В традиционной земледельческой России коня почитали за основного кормильца: «Лошадь — человеку крылья» .Забота о лошади предписывалась крестьянину самой жизнью, что и отразилось в многочисленных русских народных пословицах: «На лошадь не плеть покупают, а овес. Не лошадь везет, а хлеб (или овес). Казак сам не ест, а лошадь кормит. Не потчуй лошади ездом, а корми тестом; не гладь рукой — посыпай мукой» .Народная фантазия опоэтизировала коня, наделив его даром целительства и способностью защищать от нечистой силы, порчи и сглаза (см. ПОДКОВА). Так, на кликуш во время истерических припадков повсеместно в России надевали хомут с потной лошади (см. БЕЗУМИЕ), дымом от конского копыта окуривали больных лихорадкой (см. ЛИХОРАДКА) и т. д.Согласно народному убеждению, лошадь обладает особой интуицией и по ее поведению можно предугадать всевозможные перемены как в семейной жизни, так и в погоде: «Если дорогой распряжется лошадь — в доме нездорово или жена неверна». «Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече. Лошадь трясет голову и закидывает ее кверху — к ненастью. Лошадь храпит — к ненастью. Лошадь фыркает — к дождю. Зимой лошадь ложится — к теплу». (Ср. английское поверье о лошадях, становящихся «крупом к загородке» перед бурей). «У пожарных команд есть поверье, что если лошади сверх ожидания повернут не в ту улицу, куда их направляют, то значит быть в этой местности пожару; тоже скоро быть близь погоревшего дома пожару, когда кони не стоят на месте и бьют копытами; тоже говорят, что быть в городе пожару, когда они в конюшне не стоят смирно» .Помимо изнурительного земледельческого труда, лошадь разделяла с человеком все тяготы военного времени. Не случайно в русских волшебных сказках и былинах конь всегда изображается преданным боевым другом, бесстрашно сражающимся с врагом и нередко своим умом и волшебными знаниями спасающим жизнь героя.Вместе с тем бытует и представление, что лошадь — скотина проклятая, по народному выражению, «псово мясо». «Народ говорит, что Богоматерь положила Христа в ясли и прикрыла сеном, чтобы схоронить его от убийц, посланных Иродом. Стоявший у яслей вол, как бы поняв важность момента, перестал есть; но лошадь ела и беспрестанно открывала убежище Божественного Младенца. Поэтому, заключает легенда, Бог проклял лошадь и сказал ей: «Ты будешь всегда есть и никогда не будешь насыщаться»… А вола Бог благословил и сказал: «Твое мясо люди будут употреблять себе в пищу» .В крестьянском хозяйстве забота о лошадях «отдана» домовому (дворовому): «Лошадь любит домовой дедушка, когда она под цвет волос на голове и бороде хозяина. Лошадь боится ласки, которая сосет кровь из гривы и головы лошади. Лошадь любит козла, который своей вонью и, в то же время пользуясь свободой, изгоняет всех вредных животных» . (См. КОЗЫ).Но особыми заступниками лошадей в России повсеместно считаются Свв. Фрол и Лавр. Пензенская легенда так рассказывает об истории покровительства этих Святых лошадям: «На второй день третьего Спаса [30 августа, третий Спас — 29 августа] пахал мужик свой «пар», чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась; принялся мужик хлестать ее кнутом, а потом стал из всех сил колотить палкой. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин осыпал ее бранью и проклятиями и пригрозил вспахать на ней целую десятину в один день. На этот сказ, откуда ни взялись два странника с посохами.»За что ты бьешь лошадь? — спрашивают они мужика. — Ведь ты ответишь за нее Богу, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У вас, вот, на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день — Фрола и Лавра: вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь на село к церкви и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним»…По орловскому поверью, почитание этих Святых мучеников вызвано следующим случаем. Оба брата, Фрол и Лавр, жили тем, что ходили по деревням и рыли колодцы. Один раз работа их была настолько неудачна, что обвалилась земля и похоронила обоих, и при том так, что никто этого не заметил. А колодец, между прочим, завалился обычным порядком. Необычна была лишь та лужица, которая стала протекать из обвала и обнаружила чудодейственную силу: ходившая сюда чахлая лошаденка одного мужика начала добреть, — не с овса (так оказалось по справке у хозяина), а именно от этого самого пойла. Стали гонять своих кляч сюда и другие и достигли того же. Тогда вздумали мужики рыть на этом месте колодезь и наткнулись там на Фрола и Лавр»: стоят оба брата, с железными лопатами в руках, целы и невредимы. Замечательно при этом стремление легенд приурочить этих Святых греческой церкви к сонму Святых русской церкви, как наиболее освоившихся с нуждами русского народа». Православная церковь чествует Свв. Фрола и Лавра 31 августа, в народе этот день называется «лошадиным праздником». Еще в начале XX столетия «в Москве, на Мясницкой, против почтамта, и около старинной церкви Фроловской, вдоль стены бывшего строгановского училища живописи, можно было любоваться выставкою первостепенных московских рысаков, приводимых сюда для молебствия и до сих пор составляющих любительскую слабость купечества, глубоко вкоренившуюся и в городские нравы. Другой такой разнообразной и блестящей выставки, не похвальбы, а мольбы ради, только один раз бесплатно предоставляемой для обозрения любителям, положительно нигде уже нельзя видеть на всем пространстве Великороссии».В день празднования Свв. Фрола и Лавра лошадей приводили к церквям по всей России: «До 300-400 голов лошадей приводят в село … для окропления св[я-той] водою… На «лошадиный праздник» пригоняют их подкормленными овсецом и даже крутопосоленным ячным хлебцем. Гривы и хвосты расчесаны, и в них вплетены девками ленточки или лоскуточки кумача или ситцев самых ярких цветов… За сто верст … со всех сторон съезжаются сюда служить водосвятный молебен после обедни, а также и после того, как все верхом по три раза успеют объехать кругом церкви. Священник выносит крест со святою водой, благословляет крестом и все время кропит, при чем каждый, проводящий мимо него лошадей, старается о том, чтобы хотя одна капля св[ятой] воды попала на лошадь» .В некоторых местностях после молебна и окропления лошадей устраивались скачки.»Повсюду установлено общим и неизменным правилом кормить в этот день лошадей в полную сыть и ни в каком случае на них не работать (даже на скачках седлать лошадей не принято)» .В отдаленных губерниях России еще в XIX веке сохранялся обычай в день Свв. Фрола и Лавра приносить в жертву лошадь или иное домашнее животное .В ряде областей 15 августа, в день Св. Степана-сеновала «многие поселяне поят … лошадей через серебро. Искупавши лошадей, они проводят их к студенцам, бросают в воду мелкую серебряную монету и потом поят лошадей из шапки, где также лежит монета. Поселяне думают, что от этого обряда лошади добреют, не боятся лихого глаза, приходят в милость у домового. Серебряную монету берут из шапки и кладут, скрытно от всех, в конюшню под яслями. Такая монета в старину часто переходила от отца к сыну». Выходя из дому, встретить белую лошадь — дурная примета; нужно тут же плюнуть на землю, чтобы отвести беду. (Йоркшир). Гроздовник срывает подошвы с лошадиных копыт. (Повсеместно). Если в лошадином стаде начинается мор, его можно прекратить, спалив одну из больных лошадей целиком. (Западный Райдинг, Йоркшир). Если лошади становятся крупом к загородке — жди бури. (Повсеместно). Лошадь с одинаковыми белыми «чулками» на передних ногах приносит несчастье своему хозяину; но если чулки находятся на непарных ногах (например, передней и задней), то это приносит удачу. Лошадь храпит — к ненастью, фырчет — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью. Мошонка борова с отверстием, привязанная к дверям конюшни, защитит лошадей от колдовства. (Повсеместно).

Оцените статью