Иванов день (иван купала) народные приметы

День Св. Иоанна Предтечи (Ивана-Травника) — 7 июля — получил в народном календаре название праздника Ивана Купалы. «Как сами обряды, так и название Купала (от глагола купать, кипеть, родственно лат. cupido, Купидон, «стремление»: ср. индоевроп[ейский] корень kup- со значением «кипеть, вскипать, страстно желать») указывают на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным — солнцем, в купальских ритуалах представленным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе мифа, реконструируемого по многочисленным купальским песням и другим фольклорным текстам, лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двуцветным цветком иван-да-марья — важнейшим символом купальских обрядов; желтый цвет воплощает одного из них, синий — другого» .»На заре этого дня принято купаться, при чем такого рода купанью приписывается целебная сила. С этой же целью — отыскать целебную силу — поутру Иванова дня вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которыми и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть», и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей. В той же Вологодской губ. накануне Ивана Купалы крестьянки обязательно моют у колодца или на реке так называемые «квашенки», т. е. кадушки, в которых водят тесто для ржаного хлеба…В Пензенской губ. точно так же «черпают росу», хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кроватки и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы…В Орловской губернии (как, впрочем, и во многих других) с Иванова дня начинают ломать прутья березы для банных веников. Делается это в том предположении, что веники, срезанные до Иванова дня, приносят вред для здоровья («на теле будет, чес, т.е. чесотка). Вообще, баня, купанье в реках и умыванье росой составляют один из наиболее распространенных в народе купальских обычаев. Местами этот обычай выродился даже в своеобразный обряд обливанья водой всякого встречного и поперечного».»Огненная» природа праздника Ивана Купалы отразилась в широко распространенном в России еще в начале нашего столетия обычае жечь костры. «В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек, Через эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот». «Ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.)» . (В Сибири обрядовое перепрыгивание через купальский огонь заменялось перепрыгиванием через крапиву — растение, символизирующее огонь ). На Ивана Купалу добывали священный «древесный» огонь (см. ЧИСТЫЙ ОГОНЬ).»Иван Купала повсеместно именуется еще и «травником». Последнее название указывает на общенародное верование, которое гласит, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу, когда творческие силы земли достигают своего наивысшего напряжения. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари ни под каким видом не пропускают Ивановой ночи и собирают целебные коренья и травы на весь год» .В Ярославской губ. существовало представление о том, что «все деревья и травы в ночь на Иванов день получают способность переходить с места на место и разговаривать друг с другом» .Согласно общерусскому поверью, папоротник цветет только один раз в год — в ночь на Ивана Купалу. С помощью этого волшебного цветка можно отыскивать клады (см. ПАПОРОТНИК).На Ивана Купалу (так же, как и на Пасху) можно узнать колдунью: «Наша вот деревня — верста, в длину — верста. Под Иван-день колдуньи ходили заломы заламывать. Тогда были бороны деревянные. Вот их старые люди учили:- Ребяты, ежли хотите узнать, кто колдуньи, что не брёх, так возьмите борону, — тогда деревянные бороны были, — и обнесите вкруг деревни три раза!Пробечь же им нельзя — там борона. Они ж кошкой и собакой бегут, а им нельзя. А борону на воколицу ставят — она ж не перепрыгнет. И надо ж три раза обойти с этой бороной, и вот стоять караулять! А те образуются человеком. И узнавали, смеются дочкам:- Твоя мать колдунья!».

Оцените статью