Егорьев день народные приметы

Праздник Св. Егория (варианты имени — Георгий, Юрий) — 6 мая. По преданию, Св. Георгий пронзил копьем зеленого дракона (змия) — «изображение, издревле вошедшее в употребление как герб московского царства».Св. Георгий повсеместно в России считался покровителем домашнего скота — именно к нему обращались с просьбой защитить стадо во время пастьбы, у него просили исцеления в случае заболевания животных и т. д.»Иногда в более теплых местах [Егорьев день — 6 мая] … совпадает с «выгоном» скота в поле, в суровых же лесных губерниях это только «обход скота»… Обряд «обхода» совершается одинаково и заключается, главным образом, в том, что хозяева обходят с образом Св. Победоносца-Георгия всю домашнюю скотину, собранную в кучу на своем дворе, а затем сгоняют ее в общее стадо, собранное у часовен, где служится водосвятный молебен, после которого всё стадо окропляется святою водою и гонится за околицу, какова бы ни была в тот день погода… В старой Новгородчине (в Череповецком, Боровическом и др. уездах), где иногда скот пасется без пастухов, «обходят» сами хозяева с соблюдением древних обычаев. Хозяин для скотины своей рано утром приготовляет пирог с запеченным туда целым яйцом. Еще до солнечного восхода он кладет пирог в решето, берет икону, зажигает восковую свечу, опоясывается кушаком, затыкая спереди за него вербу, а сзади — топор. В таком наряде у себя на дворе хозяин обходит скот по солнцу три раза, а хозяйка (в Уломе) подкуривает из горшочка с горячих угольев ладаном и поглядывает, чтобы двери на этот раз были все заперты. Пирог разламывается на столько частей, сколько в хозяйстве голов скота, и каждой дается по куску, а верба, судя по принятому обычаю той местности, либо бросается на воду речки, чтобы уплыла, либо втыкается под стреху* (верба спасает во время грозы от молнии). Белозерцы придерживаются еще таких обычаев, что накануне Егорья убирают с глаз долой гребни, щетки и ножницы и (в Марковской волости) кладут в воротах, на землю, шерстяной пояс, клещи и крюк, иногда шейный крест или топор и нож и выгоняют (как вологжане) скотину на улицу, а потом опять к ряду же и загоняют» .»6 мая … во многих деревнях русско-белорусского пограничья до сих пор отмечают древний скотоводческий праздник — день первого выгона коров на пастбище…Встают в этот день раньше обычного, долго молятся в переднем углу, произнося тексты воскресных молитв. Затем каждая семья, выведя свою скотинку во двор, трижды обходит ее против часовой стрелки — посолонь («по солнцу — по-другому нельзя»). Во время обхода несут в руках икону, горящую свечу, хлеб, соль, жито, крашеные яйца, сковородку с яичницей, нож, кнут. Солью или зерном «обсыпают корову» — перебрасывают через нее горсти с четырех сторон, как бы рисуя в воздухе крест; яйца так же, крестом, подкатывают под корову; ножом с четырех сторон вырезают на земле кресты — «хрестом, хлебом и яйцом благославляем». Произносят во время обхода «наговорные стишки» — заклинания, обращенные к Святому Егорию или нечистой силе (ведьме, колдуну, домовому, лешему), к самим коровам или «дикому зверю».После совершения дворовых обрядов весь домашний скот сгоняют в общее стадо на Егорьевское поле, где многие поколения крестьян праздновали Первый выгон. Там трижды с песнями обходят стадо, а затем, расстелив на земле скатерть, устраивают общую закуску. Возвращаясь с поля домой, обязательно приплясывают — топчут росу, юруют:»прыгаем, скачем на поле, чтоб коровы з быкам так плясали» и «чтоб хорошая трава скорей выросла» .»В глухой черноземной полосе (Орловской губ.) верят в Юрьеву росу, т. е. стараются в Юрьев день возможно раньше, до восхода солнца, когда еще не высохла роса, выгнать скот со двора, особенно коров, чтобы они не болели и больше давали молока» .Существует и противоположное мнение. Так, «между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно вредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитыванием холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине — если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой» .В некоторых местах России еще в начале нашего столетия сохранялись «следы почитания Егорья как покровителя полей и плодов земных. Крепка уверенность в том, что Егорью были даны ключи от неба, и он отпирает его, предоставляя силу солнцу и волю звездам. Многие еще заказывают обедни и молебны Святому, испрашивая у него благословения нивам и огородам» . Так, «в Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы Св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса» .Помимо поверий, повествующих о Св. Георгии как о покровителе домашнего скота и полей, Егорий Храбрый в русской народной традиции известен и как хозяин всех лесных зверей, особенно волков. Согласно легенде, Св. Егорий поразил копьем «волка, который выбежал ему навстречу и вцепился зубами в ногу его белого коня. Раненый волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» — «Хочешь ты есть, спроси у меня. Вон возьми ту лошадь; ее хватит тебе на два дня». Легенда эта укрепляет в народе верование, что всякая зарезанная волком или задавленная и унесенная медведем скотина обречена им, как жертва, Егорием -ведомым начальником и повелителем всех лесных зверей. Эта же легенда свидетельствует, что Егорий умеет говорить с зверями людским языком, что он, если обречет на съедение корову, овцу или лошадь, то всегда сделает так, что человек этого не увидит, и обреченная сама идет навстречу врагу и беззащитно останавливается перед ним как бы в столбняке» .В Орловской губ. «верят, что свечки, поставленные в церкви к Егорьеву образу, спасают от волков; кто забыл поставить, у того Егорий возьмет скотину «волку на зубы» .Сюжет приведенной ниже легенды как раз посвящен Св. Егорию — покровителю волков.»Ехал раз мужик лесом. Дело днем было, летом; только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу; волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повез с собой; проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно — темная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда, вдруг видит огонек. «А, — думает, — это видно гуртовщики; хоть у них спрошу куда ехать». Подъезжает и видит — костер разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый; а один волк сидит в сторонке да зубами щелкает. Говорит мужик, что мод так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит: «Зачем, — говорит, — у волка овцу отнял?» — «Да она, — говорит мужик, — ко мне бросилась; мне ее жаль стало». — «А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щелкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца была волку обречена, так чего ты ее отнял?» Мужик взял и бросил волкам овцу. Как только бросил, стал опять ясный день и дорогу домой нашел» [II].В ряде народных легенд Егорий Храбрый сам оборачивается волком.»Егорьев день вместе с тем и пастуший праздник, когда сберегатели стад дают твердое обещание во все время пастьбы не стричь волос своих на голове, чтобы отвлекать от стада волков». В Калужской обл. и сегодня в день первого выгона скота «пастуху вынос делают — хлеб, соль, сало, рубль денег, яйца» .»На Юрья коней крестами кормят, испеченными в Крещенье. На Юрья роса — и не надо коням овса. На Юрья дождь — скоту легкий год. На Юрья снег (крупа) — урожай на гречу; на Юрья дождь — гречи род.На Юрья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал. В поле стадо сгонять и Егорья окликать: «Храбрый ты наш Егорий, ты спаси нашу скотину!»Юрьева роса от сглаза, от семи недугов».[В некоторых местах России] «на Егорья запахивают пашню.Под Егорья. вешнего (шерстяного) не работают, чтоб волк овец не поел. На Юрья Св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы. Все звери (Вся живая тварь) у Егорья под рукой.Кукушка до Егорья [кукует] — к неурожаю, падежу скота» .»Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий — с теплом, а Никола [19 декабря] — с кормом [т. е. будет достаточно сена]. — Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь. — Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. — Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день [2 августа] клади хлеб в кладушку. — Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес. — Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом [т. е. к 19 декабря замерзнут дороги и можно будет ездить на санях].»Браниться в Егорьев день не советуют по тому поверью, что того убьет громом».

Оцените статью