Гадание о смерти народные приметы

Если умер один из членов семьи, то для того чтобы узнать, кто умрет следующим:солому или сено из матраца умершего следует вынести на открытое пространство и поджечь. Затем остальные члены семьи должны отыскать среди пепла след человеческой ноги. Тот член семьи, чья нога совпадает с этим следом умрет следующим. (Нортамберленд). Очевидно, если след не подойдет ни к чьей ноге, то никто из членов семьи никогда не умрет.В России традиционным временем отправления обрядов, с помощью которых человек стремился узнать свое будущее, были святки и русальная неделя (см. соответствующие статьи).Святочные гадания непосредственно о смерти малочисленны. Например, в Заонежье гадали с помощью лучины, «которую в полночь на Новый год окунали в прорубь и несли в беседную избу. Мокрую лучину следовало зажечь, пока не погасла лучина в светце. Тех, кому это не удавалось сделать, согласно поверью, ожидала скорая смерть» . В Вологодской губ. «в ночь на Новый год все члены семьи берут по ложке воды и выносят в холодное место, а поутру смотрят: у кого вода застыла с углублением, тот умрет, а у кого ровно или с бугорком — будет жить в наступающем году» .Гораздо чаще народное гадание предполагало выбор «ответа» из некоторого множества «вариантов», один из которых и являлся предсказанием смерти: например, петух клюнет в деньги — к богатому замужеству; в хлеб — к среднему достатку; в уголь — к бедности; в воду — быть замужем за пьяницей; в щепку — к смерти .Отдельно гадали о смерти в тех особых случаях, когда жизнь человека, что называется, «висела на волоске». Так, загадывали «на жизнь новорожденных…Потребность в гадании, будет ли младенец жить, возникала в случаях, когда уверенности в его жизнеспособности у родителей не было. Для этого приглашали знахарку, иногда ритуал выполняла повивальная бабка…В бане на лавку рядом с младенцем ставили шайку с чистой прозрачной водой, на которую «нужные слова» нашептывала знахарка. Если вода играла отраженным светом («живая вода»), то делали вывод, что ребенок будет жить; неподвижная («мертвая») вода предвещала ребенку смерть. Местами из тех же самых примет делали прямо противоположные выводы…В горшок с «наговорною» водой клали тридевять щепочек (вариант — три щепки) с коневого бревна дома или бани, девять зернышек (вариант — 27 зерен) жита или девять горошин и ставили на огонь. Когда вода закипала, в нее трижды опускали медное распятие. После этого горшок ставили к порогу. Если кипение продолжалось какое-то время, то заключали, что ребенок будет жить. Если кипение прекращалось сразу, то ожидали смерти младенца. Ритуал повторяли трижды» .Во время венчального богослужения определяют, кому умереть первым — мужу или жене (по тому, как горят венчальные свечи в их руках): «У кого венчальная свеча сгорит более во время бракосочетания, тот скорее и умрет» . Это суеверие распространено повсеместно и в наши дни.В России вплоть до наших дней гадают о жизни и смерти по тому, в какой стороне от гадающего кукует кукушка: справа — «еще буду жить; если в зад — плохо; в левую сторону — опять плохо; вперед — хорошо; у зад — плохо, умрешь, а в левую сторону — вот это жизнь будет невеселая, вот правая уже сторона — лучше» . Точно так же о продолжительности жизни судят и по тому, сколько раз прокуковала кукушка .Сено, на котором лежал покойник, а также стружки от его гроба сжигались. Если дым от такого костра стелился по земле — это означало, что умерший «заберет» с собой кого-то еще из членов семьи, если же дым поднимался к небу — это служило хорошим знаком: больше в семье никто не умрет . (Ср. английский обычай узнавать, «кто умрет следующим» в семье по следу, найденному в пепле от сожженных «соломы или сена из матраца умершего»).

Оцените статью