Жатва приметы

Жатва - один из самых ответственных этапов крестьянского земледельческого цикла. К началу жатвы (как и к любому начинанию) крестьяне относились со всей серьезностью. Так, повсеместно в России зажинались только в "легкие" дни - вторник, четверг, субботу, иногда - в воскресенье (см. БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ).В каждой местности (а иногда и в каждой деревне) были свои "зажинные" обряды. В Калужской губ., Лихвенском у. в первый день жатвы женщины сжинали только две горсти, клали их крестом и больше в этот день не жали . В Мосальском у. той же губернии "зажинала после молебна та, у которой рука полегче" . В Козельском у. "каждая хозяйка сама зажинает. В день ничего взаймы не дают. Зажинают с левой руки по солнцу. Когда идут на зажин, если кто пересечет дорогу, считают плохим предзнаменованием - руку обрежешь. Первую зажатую жменьку в сноп не вяжут. Откладывают отдельно, несут домой и берегут" . В одних селах зажинали старухи , в других - "зажинать выбирали одну бабу, остальные служили молебен" , в третьих - зажинать выходили "всем селом. Берут с собою яйца. Зажинают со второй половины дня, рано нельзя, сожнут немного, все вместе едят яйца, а шелуху (скорлупу) разбрасывают по загону, чтоб вновь выросла" рожь, и т. д. Точно так же существовало множество обрядов, связанных с первым сжатым снопом. Его приносили домой, ставили под иконы и зерна от него давали курам, а часть - берегли до нового засева.Окончание жатвы так же отмечалось особыми обрядовыми действиями. "Когда дожинают яровое поле, то оставляют небольшую полоску несжатой." С ней особо сжинают один сноп, причем жница все время приговаривает: "Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь". Сжатый овес кладется грудками, а последняя кучка колосьев прямо вырывается из земли и кидается за спину со словами: "Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу". После этого жницы кувыркаются вниз головой по полю, выражая этим радость по случаю окончания полевых работ. Сжатые грудки овса пересчитываются и при этом приговаривается "чет" и "нечет"; если на последнюю грудку придется нечет, это означает, что кто-нибудь в семье умрет или выйдет замуж"Последний клочок жнива, как правило, оставляли на поле нетронутым - это "чтоб сила была. Сил-то много, когда жнешь, надо. Вот последнюю прядь, ее не сжинали - это Илье на бороду. Еще говорили:Ива, ива, отдай мою силуДо второго жнива.Два же раза жали, еще овес жать, рожь жали сперва, а потом яровое, зимовая была пшеница, и весной с овсом, овес же сеяли, гречиху сеяли, раньше ж всё сеяли: просо, вот, пшено. Это рожь ..., когда растет, ивой называлась. Пучок оставляли, как горсть" .В Мосальском у. Калужской губ. "оставляли Илье на бородку несколько колосков, под ними выпалывали, клали под них луковку, хлеб, соль" .Когда, закончив жатву, уходили с поля, серп оборачивали былинками "ржи, чтоб урожай было хлеба. Голых серпов домой носить нельзя".