Зеркало приметы

Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье. (Повсеместно). Накануне дня Св. Агнессы в зеркале можно увидеть тень своего суженого или суженой. (Повсеместно). Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде. (Повсеместно. Этого несчастья можно избежать, примеряя свадебный наряд без одной перчатки. Кроме того, вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно было принести им удачу). Последнее суеверие едва ли было изначально связано с зеркалом. Поиски его источника уводят нас в те времена, когда зеркал (в современном смысле этого слова) еще не существовало.Осматривая Помпеи, трудно не удивиться, видя почти во всех тамошних дворах небольшие мелководные бассейны с мраморным парапетом. Они не применялись для купания, но и не были простым украшением интерьера. Это были зеркала, и, сидя над отражением в неподвижной глади воды, помпеянки приводили свою внешность в порядок точно так же, как в наши дни перед зеркалом. Жестокая соперница, стремясь навредить своей жертве, подбрасывала в ее зеркальный бассейн гальку.С другой стороны, в старину зеркала играли определенную роль в дьявольских манипуляциях колдунов, и это тоже могло повлиять на формирование суеверия.В античные времена существовал определенный способ гадания с помощью зеркала. Поттер ("Antiquities of Greece") пишет: "Когда водное гадание производилось с помощью зеркала, оно называлось катопторомантией. Зеркало погружали в воду, когда хотели узнать, какова будет дальнейшая судьба больного; и по тому, выглядел он в зеркале больным или здоровым, судили о том, сможет ли он выздороветь".Очевидно, мрачные знамения, связанные с искаженным отражением в мокром стекле, могли и в самом деле ухудшить состояние больного.Поверье о том, что разбившееся зеркало приносит неудачу - одно из наиболее распространенных в наши дни. Однако, чтобы понять, откуда взялось это дурное знамение, можно рассмотреть другие примеры старинных суеверий, связанных с зеркалами.Св. отец Ламбер ("Moerus et Superstitions des Neo Caledoniens", 1900) пишет про одного из жителей Новой Каледонии, который считал, что его отражение в воде или в зеркале - это и есть его душа.Китайцы вешали бронзовые зеркала над идолами в своих домах, поскольку считали, что злые духи, входящие в дом, увидят себя в этих зеркалах и побоятся входить.В свете этих примеров видно, что разбившееся зеркало могло: во-первых, лишить человека его души, в связи с чем он, конечно же, был обречен умереть; а, во-вторых, впустить в дом злых духов.Что же касается запрета смотреться в зеркало в доме, где недавно умер человек:шотландцы непременно занавешивали все такие зеркала по вышеуказанной причине.Аналогичные обычаи бытуют у бомбейских суни и африканских зулусов и басуто.Источник этого поверья - в том, что душа человека, глядящегося в зеркало, якобы может быть похищена духом покойного и, таким образом, не попасть в рай."В славянских народных представлениях зеркало воспринимается прежде всего как граница между земным и потусторонним миром и подобно другим границам (межа, окно, порог, печная труба, колодец и т. п.) считается опасным предметом и локусом, обращение с которым требует особой осторожности и специального ритуального оформления. На зеркало распространяются многие запреты и предписания, относящиеся к границам вообще или к отдельным видам границ...К наиболее устойчивым и широко распространенным у всех славянских народов относится обычай (закрепившийся и в современном городском обиходе) сразу после кончины завешивать зеркало (полотном, полотенцем, скатертью и т. п.), отворачивать его к стене или даже выносить из того помещения, в котором находится покойник.. [Ср. поверье Оркнейских островов: "Пока покойник находится в доме, все зеркала должны быть завешены"]. Чаще всего опасность открытого зеркала объясняется тем, что отражение покойника в .зеркале и тем самым его "удвоение" грозит "удвоением" смерти, ее повторением, т. е. тем, что смерть постигнет еще кого-нибудь из обитателей дома...Разновидностью этой мотивировки можно считать отмеченное у сербов представление, что жертвой новой смерти станет тот из живых, кто первым после случившейся в доме смерти посмотрится в зеркало. Сербы, живущие в Венгрии, для предотвращения этого сначала подносят к зеркалу кошку, ср. обычай пускать первой кошку в новый дом, имеющий сходную мотивировку. [Ср. английское поверье: "Человек, -который взглянет в зеркало, висящее в комнате недавно умершего, вскоре тоже умрет"].Наряду с опасностью повторения смерти, распространенной мотивировкой действий с зеркалом является страх, что покойник будет "ходить", возвращаясь в свой дом, станет вапмиром" ."В повседневной жизни особую опасность для людей зеркало представляет "ночью" (вечером), т. е. в "нечистое", опасное время, принадлежащее потусторонним, демоническим силам. Повсеместно у славян известен запрет ночью смотреться в зеркало, так же как и глядеться в воду. В Мазовше считается опасным смотреться в зеркало после полуночи, т. к. "увидишь дьявола или смерть", а особенно страшно - в страстную пятницу. Русские на Рязанщине верили, что "смотреться на ночь в зеркало - накликать на себя смерть" . (Ср. английскую примету: "Увидеть свое лицо в зеркале при свечах - к несчастью").Славянские традиции предписывают женщине не "смотреться в зеркало во время менструации, беременности и в послеродовой период, т. е. в то время, когда женщина считается "нечистой" и когда, по народным представлениям, "перед ней открыта могила"."У всех славян известен запрет подносить ребенка в возрасте до одного года (иногда до полугода) к зеркалу. Он имеет множество мотивировок, отражающих различное символическое осмысление главных свойств и функций зеркала - отражения и удвоения, его "светоносности", его пограничности по отношению к двум мирам и т. д. В Полесье чаще всего опасались, что ребенок испугается (своего отражения, сидящей в зеркале нечистой силы и т. п.), не будет спать, будет видеть дурные сны... Для сербской традиции характерны также мотивировки, согласно которым ребенку, взглянувшему в зеркало, грозит смерть: "ребенка, которому еще не исполнился год, нельзя подносить к зеркалу - он может от этого умереть". Ослабленным вариантом этого представления можно считать встречающиеся в Полесье мнения, что такому ребенку грозит "крутой поворот", перемена судьбы, что его жизнь отразится, перевернется или что он перестанет расти, не будет развиваться" . "До официального крещения и наречения младенца нельзя было показывать его отражение в зеркале ни днем, ни ночью. Считалось, что нарушение ночного запрета навлечет на него смерть, дневного - испуг и, как следствие, родимец" . "До года ребенка в зеркале не показывают, а то долго говорить не будет" ."При всей разнородности приведенных мотивировок и кажущейся их случайности, большинство из них так или иначе связано с представлением о потустороннем мире и его характерных признаках: молчании, неизменности (невозможности роста), перевернутости и др. Во всех перечисленных случаях опасность состоит не только в соприкосновении через зеркало с областью смерти, но и в последствиях самого удвоения (благодаря отражению в зеркале), грозящего "двоедушием", т. е. раздвоением между миром людей и миром нечистой силы (иным миром), превращением в колдуна, ведьму, упыря и т.п...То, что можно увидеть в зеркале, принадлежит нездешнему, "тому", иному, потустороннему миру, относится к области смерти и нечистой силы" . Таким образом можно объяснить бытующий в России и в наши дни запрет есть перед зеркалом - "красоту свою съешь" , т. е. отражение через "отверстие" в потусторонний мир (коим является зеркало) "втянет" ("съест") внешнюю привлекательность "оригинала".Архаичное представление об опасной, "пограничной" природе зеркала удивительным образом сохранилось и в широко распространенном (в том числе и в городской среде) современном предубеждении оставлять неприкрытой поверхность маленького "дамского" зеркальца: "Зеркало открытым держать нельзя, его надо переворачивать - чтобы [оно] не глядело" , т. е. "канал" в иной мир должен быть "перекрыт".Английское суеверие, предвещающее неудачу невесте, увидевшей "себя в зеркале в полном свадебном наряде", вероятно, "связано с эффектом удвоения и общей отрицательной семантикой и символикой числа "два" и четности, парности". Примеряя полный свадебный наряд, девушка еще до дня бракосочетания превращается в невесту и таким образом "раздваивается" в контексте свадебного ритуала. "Множество запретов мотивировано опасностью сдваивания одинаковых предметов, повторения действий, событий". (Ср., например, народное представление о пагубных последствиях "повторного" кормления ребенка грудью т- см. РЕБЕНОК, о неудаче в случае возвращения с дороги - см. ВОЗВРАЩЕНИЕ и т. д.).Однако как у англичан, так и "у русских было принято после венчания молодым смотреться в одно зеркало... Во Владимирской губ. после венчания "молодые оба вдруг глядятся в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? - отвечают всегда утвердительно". (Ср. английское поверье: "Вернувшись из церкви, молодым непременно следовало встать рядом перед зеркалом - это должно было принести им удачу"). В ритуальный (освященный традицией) день смотрение в зеркало превращалось в своеобразный оберег.В английской фольклорной традиции день накануне Св. Агнессы (см. СВ. АГНЕССА, ВЕЧЕР НАКАНУНЕ (21 ЯНВАРЯ)) - время ритуальное, когда граница между тем и этим светом становится прозрачной, преодолимой как для "представителей" мира реального, так и мира потустороннего. Таким образом девушка, гадающая на зеркале, смотрит "как бы сквозь зеркало, прямо в тот свет в ожидании видения жениха или знака своей судьбы (смерти)". В русской народной культуре подобными ритуальными периодами времени, сопровождающимися схожими обрядовыми действиями, являются святки (см. СВЯТКИ, СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ). Типичное святочное гадание с помощью зеркала заключается в следующем: "Сбираясь гадать в зеркале, избирают уединенную комнату, берут два зеркала, одно большое, другое поменьше. Ровно в 12 часов ночи начинается гадание. Большое зеркало ставят на столе, против него маленькое; гадающая садится пред зеркалом, обставленным свечами. Все окружающие наблюдают глубокое молчание, сидя в стороне; одна только гадающая смотрит в зеркало. В это время в большом зеркале начинают показываться одно за другим 12 зеркал. Как скоро будут наведены зеркала, то в последнем из них отражается загадываемый предмет... Верный признак наведения есть тусклость зеркала, которое протирают полотенцем. Наши ворожеи думают, что суженый, вызванный поневоле этим гаданием, приходит в гадательную комнату и смотрит в зеркало через плечо своей суженой. Суженая ... всегда рассматривает все черты лица, платье и другие его приметы. Когда она кончит свой обзор, тогда кричит: "Чур сего места!" При этом чурании привидение вдруг исчезает. Старушки уверяют, что, если суженая не зачурает приведение, тогда оно садится за стол, вынимает из кармана что-нибудь, кладет на стол. Догадливые гадательницы в роковой миг начинают чурать; приведение исчезает, а оставленная на столе вещь остается в ее пользу. Последствия оправдывают ожидания ворожеек: оставленная вещь будто всегда похищается у жениха в то самое время, когда его суженая наводит зеркала. Самое важное обстоятельство в этом гадании есть слова: "Суженой, ряженой! Покажись мне в зеркале", - и мысль об нем до появления двенадцатого зеркала". Если гадающая не успеет зачураться, то призрак может ударить девушку по лицу, и синяк пройдет только после свадьбы. Точно так же возбраняется класть рядом с зеркалом какие-либо острые предметы (нож, вилку). При несоблюдении этой предосторожности, суженый может покалечить гадающую ."Чрезвычайно устойчиво во всех славянских традициях представление о том, что разбитое зеркало сулит несчастье и смерть. Более того, само битье зеркала может приписываться смерти": "Зеркало разобьешь - или к болезни тяжелой, или к смерти" . (Ср. английское поверье: "Если зеркало падает и разбивается, это верная примета скорой смерти в семье"). "В этих суевериях отражается общее представление об опасности всякого непредусмотренного нарушения границы между тем и этим светом" . В русском фольклоре отражено представление о зеркале как творении дьявола. Так, "зеркало держать в комнате - грех", по уверению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой: "Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочел следующие слова: "Просите и дастся вам". Пустынник усомнился и, желая удостовериться, что все ли получить может, чего захочет, пошел к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась не мало и потом сказала: "Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если хочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принес бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла". Это желание было высказано царевною еще в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошел искать такой вещи. Долго ходил он по лесам, наконец, вступил в пустыню, никем не обитаемую. "Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил в ответ: "Почтенный старче! Сжалься на мое страдание, ибо я уже несколько лет заключен в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, в которую заключил меня тоже один старец, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь". Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключенного, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, которой требовала от него царевна через царя. Заключенный обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил черта. Дьявол в скором времени принес к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел в нем себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снес к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своем прегрешении в том, что возымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал" . Разбить зеркало - семь лет бедовать, даже если нужды не знать. (Повсеместно). Разбить свое зеркало - к потере близкого друга. (Йоркшир). Увидеть свое лицо в зеркале при свечах - к несчастью. Человек, который взглянет в зеркало, висящее в комнате недавно умершего, вскоре тоже умрет.