След приметы

"В селениях чары на след употребляются: в любовных интригах, в размолвке соседей, в явной, непримиримой вражде. В первых двух случаях будто они нагоняют только вечную тоску, отвращение от занятий и неизбежную смерть; в последнем же случае, кроме тоски, иссушают человека до последней возможности и доводят нередко до самоубийства. Вот основное верование поселян в чарование.Поселяне, предпринимающие совершать чары на след, стараются подметить след проходящего человека, своего непримиримого врага. Заметивши след,они закрывают его, чтобы посторонние не истребили. Чародеи считают лучшими только те следы, которые были напечатлены: на песке, пыли, грязи, росе, снеге, и в особенности те, на которых есть волосы животных и людей... Призванный чародей так искусно отделяет след, что он представляет как бы слепок со ступни. Для этого они употребляют широкий ножик, как говорят они же, окровавленный вихрем. Над снятым слепком читают тайно заговоры. Когда обиженный требует только нанесения тоски, тогда чародеи прячут след или под матицу, или под князек; когда же обиженный требует смертельного отмщения, тогда он, в глухую полночь, сжигает след в бане.Зло, совершенное чародеями над подвергшимся этому чарованию, может быть и уничтожено. Заметивши тоску, поселяне призывают или доку, или ведуна, или знахаря, и просят его, с подарками, избавить больного от недуга. Дока, решившийся помогать, прежде всего осматривает матицу, потом князек, пересчитывает волосы. Поселяне слепо верят, что докам известно, сколько у каждого человека есть волос и что вылезающие волосы всегда падают под след. Если они найдут след и заметят в нем волосы, тогда обещают избавление... Дока выносит найденный след на улицу и бросает на дорогу, по направлению ветра. Этим самым сгоняется тоска. Когда дока не отыщет следа, тогда предлагает больному сжечь белье под Благовещенье, уверяя, что только это средство избавит его от недуга" .По всей России в качестве почитаемых святынь известны камни с углублениями, отдаленно напоминающими человеческий след. Народная фантазия принимает эти углубления за "отпечаток ноги" того или иного Святого. Так, в Петербургской губ. еще в начале нашего столетия тысячи людей сходились на богомолье к камню со "следом" Св. Пятницы (см. ГЛАЗА). В Ярославской губ. почитались камни, на которых "отпечатались следы" Св. Феодоры (см. КАМНИ). "Также на камне следы ног оставил Зосима Соловецкий, в 40 верстах от с. Белого, на Мете, в Боровичском у. Новгородской губ., отдыхавший здесь на пути в Новгород, куда он шел для исходотаиствования у веча владельческой записи на свой пустынный остров".