Рождество, день приметы

Если в день Рождества первой в дом войдет женщина или девушка, в дом войдет беда. (Йоркшир). Суеверия, связанные с первым человеком, входящим в дом на Рождество, когда-то были распространены повсеместно и связывались с Новым Годом, но к началу XX в. они сохранились только в Йоркшире, Дербшире, Ноттингемпшире, Линкольншире, Шропшире, Херефордшире, Стаффордшире и Вустершире. Повсюду считали добрым знаком, если первый вошедший был темноволосым мужчиной. Но существовало одно исключение: в Восточном Райдинге на Рождество ждали светловолосого мужчину. Каким образом здесь возникло столь радикальное отличие от остальных североанглийских территорий - понять трудно.Первого вошедшего в Йоркшире обычно называли "птицей счастья". Он мог иметь волосы любого цвета, кроме рыжего, - рыжий, по традиции, ассоциировался с Иудой Искариотом. В Восточном Райдинге или в Йоркшире "птица счастья" должен был принести в дом ветку вечнозеленого дерева. Он входил в дом через парадные двери, а выходил через черный ход, и ему полагалось дать шестипенсовую монетку. После того, как он уходил, хозяева вместе с гостями выходили из дому, не умывшись (в этот день было запрещено делать что бы то ни было, даже мыть руки), и приносили во все комнаты ветки вечнозеленых деревьев. В других случаях "птице счастья" давали хлеб, соль и медную монетку.Не далее как в 1915 г. этот обычай все еще сохранялся в небольших поселках, и первый мальчик, вошедший в дом на Рождество, непременно получал монетку - иначе дом могла навестить беда.Следует, однако, сказать, что многие семьи, продолжающие соблюдать этот обычай, отлично понимают, что если первый человек, посетивший их дом, не будет темноволосым (или в Восточном Райдинге - светловолосым), то никакого несчастья из-за этого не случится.В Херефордшире (в районе Блейкмера и Уибли) в день Рождества в дом не впускают ни одну женщину. Если какая-нибудь женщина хочет принять участие в праздновании Рождества, она должна прийти вечером накануне. Утром она может сходить домой и вернуться (если пожелает), но это касается только тех, кто провел в этом доме рождественскую ночь.В Ньюбери (Беркшир) был обычай ранним рождественским утром петь праздничные гимны на верхушке колокольни; в Крондалле (Хемпшир) подобная традиция сохранилась до 1870 г. В церкви Рипонского колледжа на Рождество было принято приносить в церковь большие корзины яблок (в каждой из корзин торчала ветка розмарина) и раздавать фрукты всем членам общины; мальчики-хористы, осуществлявшие этот ритуал, получали от прихожан небольшие суммы денег.В "яблочных" графствах на Рождество было принято "обмывать" яблони (следует однако отметить, что этот обряд происходил на Старое Рождество, 6 января, нынешний Двенадцатый день). В Корнуолле и Девоншире прихожане сельских церквей устраивали праздничные процессии, посещая самые большие сады своего округа. Здесь они выбирали самое большое дерево, пели ритуальную песню и обливали дерево сидром. Остатки сидра выпивались участниками процессии. В некоторых местах было принято класть на развилку самого крупного дерева кусок лепешки, намоченной в сидре.Суссекские фермеры тоже "обмывали" деревья. В этом графстве "обмывающая" компания возглавлялась человеком с бычьим рогом в руке. "Обмыв" сад, они заходили в дом хозяина, где их поили элем (обычно на кухне).В Херефордшире "обмывателей" обычно сопровождали ряженые и плясуны. Они несли с собой буковый кубок для "обмывания", емкостью в целых два галлона.Другой подобный обычай, не имеющий отношения к деревьям, состоял в том, что по домам носили "обмывальный кубок" или чашу. "Обмыватели" благословляли дом, а хозяин дома наполнял сосуд. Этот обычай был распространен от Корнуолла до Кумберленда. Обычно "обмыванием" занималась организованная команда, а кубок (чаще всего кленовый) весь год хранился у ее предводителя.Позднее вместо "обмывального" кубка появился "благословильный". Трудно назвать его кубком: это был, скорей, короб, в котором лежали две восковые куклы, изображавшие Деву Марию и младенца Иисуса. Короб был украшен изнутри, а снаружи покрыт белой тканью, которую приподнимали для каждого, кто хотел видеть "благословение". Отсылать "благословителей" без подарков значило накликать беду хозяевам дома.Позднее эта традиция поддерживалась только детьми, которые носили короб с восковой фигурой Иисуса. В Йоркшире считалось, что первую компанию детей, которые приходят с коробом и куклами и поют колядки, нужно принять непременно, во избежание серьезных неприятностей, а всех последующих можно отсылать.По странному стечению обстоятельств, только в одном графстве мы не записали ни единого упоминания о подобных обрядах. Это графство Шропшир.Последний сноп, сжатый шотландскими горцами во время уборки урожая, назывался девицей. Ему придавали форму куклы, украшали лентами и хранили в фермерском доме до рождественского утра. В этот день его скармливали коровам, "чтобы они не болели весь год".В Британии и на острове Мэн существовал весьма скверный рождественский обычай - убивать крапивника, бросая в него камни или палки. Птицу, убитую таким образом, следовало подвесить за лапы на обруче или между остролистом и плющом на палке от метлы. Затем охотники выходили перед домом, пели какие-нибудь вирши и просили вознаграждения. За это вознаграждение они выдергивали перышко у убитой птицы и вручали его "на счастье". Нельзя позволять никому выходить из дому, пока порог не будет благословлен приходом мужчины; визит женщины предвещает беду. (Файли, Йоркшир; рыбацкое поверье). Первый человек, вошедший в дом рождественским утром, непременно должен быть темноволос. (Север).