Рождение приметы

"В понедельник - красен личком,А во вторник - добр сердечком,В среду - будет мыкать горе,А в четверг - ходить за море,В пятницу - с душой широкой,В субботу - век весь за работой,А воскресное дитяБудет жить себе шутя,Всем на радость, всем на дивоМилым будет и счастливым". Первой взять новорожденного ребенка на руки должна непременно девственница. (Йоркшир). Проведи по новорожденному младенцу кроличьей лапкой: это отведет от него любую беду. Ребенок, который увидит себя в зеркале до достижения четырех месяцев, будет болеть рахитом. Ребенок, рожденный в воскресенье, будет очень удачлив и защищен от злых духов. (Шотландия). Ребенок, рожденный в полночь, будет наделен способностью видеть души умерших. (Йоркшир). Чтобы принести ребенку удачу, натри его смальцем сразу же после рождения, пока его еще не обмыли. Чтобы ребенку сопутствовала удача, его следует внести по лестнице на самую высокую точку дома, прежде чем его будут нести вниз по лестнице или выносить из дома. Даже подняться с ним на пару ступенек вверх все же лучше, чем спускаться просто так. (Повсеместно). Хотя строки вышеприведенного стихотворения часто цитируются на Юге и Западе Англии, оно распространено, главным образом, в шести северных графствах. Очевидно, это суеверие зародилось именно здесь. Его распространение на юг и на запад объясняется, скорей всего, миграциями северян. В Девоншире, однако, "субботу" заменяют "Рождеством", а вместо "милым и счастливым" говорят "мудрым и красивым".В Кенте старые повитухи имели обыкновение перед родами готовить две ночных сорочки: для мальчика и для девочки. Если рождалась девочка, ее клали на ночную сорочку для мальчика,если мальчик- на ночную сорочку для девочки. Считалось, что в этом случае мальчику будет суждено очаровывать всех женщин, а девочке - иметь множество поклонников, из которых она сможет выбрать себе хорошего мужа. Сэр Чарльз Игглсден цитирует высказывание одной повитухи: "Если я этого не сделаю, мне нельзя будет взглянуть в лицо ребенку, пока он не вырастет. Зачем же ему страдать, если я могу принести ему счастье?"В северных и пограничных графствах и кое-где в Шотландии перед родами готовили пироги и молодой сыр и, кроме того, чай с добавлением бренди или виски. Считалось неудачным предзнаменованием, если кто-то покидал дом роженицы, не вкусив этих даров.В связи с этим обычаем появился "shooten (groaning) cheese" ("кричащий (стонущий) сыр"), от которого счастливый отец должен был отрезать кусок "на счастье" для каждой девушки, участвовавшей в чаепитии. Но при этом он должен был соблюдать осторожность: случись ему порезать палец - и его ребенок не доживет до совершеннолетия. Кусок "на счастье" отрезался от края молодого сыра и делился на порции. Затем каждую порцию вручали какой-нибудь незамужней девице, которая, спрятав его под подушку, могла добиться того же эффекта, что и со свадебным пирогом, то есть увидеть во сне суженого. Это суеверие было распространено в пограничных графствах.На севере Англии хлеб и сыр для всех присутствующих должен был нарезать врач, принявший роды. Если это ему не удавалось, считалось, что ребенок может вырасти некрасивым или несимпатичным. В Йоркшире пирог, применявшийся для этой церемонии, назывался "Pepper-cake" и был похож на толстый имбирный пряник.В Швеции поступали еще занятнее. Здесь хлеб и сыр клали рядом с кроватью роженицы еще во время приготовлений к родам, так что к моменту счастливого события они могли уже утратить свою первоначальную свежесть.В Дареме нянька или повитуха брала с собой немного хлеба и сыра и вручала их первому встречному (если его пол был противоположен полу новорожденного). Подобный обычай бытовал в районе Дартмура; а в Оксфорде существовал обычай нарезать пирог из середины, постепенно превращая его в кольцо. Сквозь это кольцо из пирога продевали ребенка в день его крещения - на счастье.Южнее тоже существовал обычай угощать хлебом и сыром первого встречного; это делали женщины, которые несли ребенка крестить. Если от подношения отказывались, это считалось дурным предзнаменованием.Старинное йоркширское суеверие предписывало класть на ребенка женского пола какой-либо предмет из одежды отца, а на мальчика - нижнюю юбку матери. Если этого не удавалось сделать, то ребенку не было суждено иметь успех у противоположного пола.Обычай вносить ребенка на самую верхнюю точку дома, был распространен по всей стране. Мало того - он почти повсеместно практикуется и до сих пор, и не только в сельских районах. В декабре 1945 г., в самом сердце лондонского Вест-Энда, нянька торжественно вносила ребенка в мансарду и поднимала его к чердачным окнам - насколько это позволял ее рост. В Оксфорде 3-го июня 1912 этот обряд был совершен над ребенком весьма известного человека - С. Л. Райта.На границе с Шотландией в рот младенцу, которого впервые принесли в какой-нибудь дом, клали щепоть соли или сахара - на счастье. На севере Англии маленькому посетителю дарили яйцо, соль и хлеб, в Восточном Йоркшире к этим дарам прибавляли несколько спичек, а в Западном Райдинге - мелкую монету.Все это должно было на всю жизнь обеспечить ребенка обилием друзей (соль), пищи (хлеб), света и тепла (спички). А к чему яйцо? Яйцо было священным символом еще со времен Мирового Яйца.Много суеверий было связано с первыми восемью днями после рождения ребенка, особенно в Шотландии. Эти дни считались наиболее опасным периодом в жизни ребенка: ведь он еще не был крещен и подвергался опасности от фей. До крещения феи могли похитить его и положить вместо него "подмену". Чтобы избежать этого, нужно было насыпать в колыбель немного соли или воткнуть иглу в одежду ребенка. Об эффективности железа против фей и ведьм мы уже упоминали выше. Суеверия, связанные с феями, зарегистрированы также в Швеции; чтобы защититься от них, обычай предписывал не гасить огонь в доме до самого крещения, и чтобы ни один человек не проходил между ребенком и огнем. Немцы клали в колыбель новорожденного целебные травы; греки старались на оставлять ребенка одного в первые восемь дней после рождения, поскольку греческая церковь крестит детей только по истечении этого срока.На Оркнейских островах был обычай "святить" новорожденных. Будущие родители загодя готовили большую голову жирного сыра, которую после рождения ребенка разрезали на части и раздавали всем присутствовавшим замужним женщинам. Затем мать и ребенка "святили" горящими еловыми лучинами, которые трижды обносили вокруг постели, чтобы отогнать злых духов. Спустя столетие для "свячения" кровать роженицы выносили на середину комнаты, после чего нянька или повитуха три раза по три обходила вокруг кровати с раскрытой Библией - каждые три круга для каждого лика Троицы.Откуда же возникли все эти суеверия? Как знать. Существует ли какая-то связь между убежденностью шотландцев, что первые восемь дней в жизни ребенка наиболее опасны для него, датским поверьем, что огни в доме не следует гасить до крещения ребенка (семь дней) и поверьем островов Сапарока, Хароке и Несса Лант, утверждающим, что после рождения ребенка лампу нельзя гасить семь дней, чтобы уберечь его от всякого вреда?Во многих частях страны,и в особенности в Херефордшире, существует суеверие (или, лучше .сказать, поверье), что отец ребенка во время родов страдает не меньше, чем его мать. Все боли и болезни, которые супруг переносит во время родов, относятся на этот счет.Еще в 1946 г. нам сообщили об этом некоторые знакомые, отнюдь не отличавшиеся суеверностью; они заявили, что это не суеверие, а доказанный факт, подтвердившийся при рождении каждого из их троих детей.В добавление к этому - удивительное поверье, все еще бытующее в некоторых областях страны. Если незамужняя женщина рожает ребенка и не хочет говорить, кто его отец, то изо всех подозреваемых мужчин отцом ребенка, скорей всего, является тот, кто был болен в момент его рождения. Это поверье было весьма распространено в Йоркшире и бытует там до сих пор; нам известен даже случай, когда оно безусловно подтвердилось. Подозреваемый мужчина был найден тяжелобольным и в бреду признался родственникам девушки в своем отцовстве.