Огненный змей приметы

"В массе суеверий, не поддающихся никаким влияниям и внушениям и уживающихся рядом с христианскими верованиями, выделяется одно, где огонь также играет влиятельную роль... Это ... рассказы о "Летучем" (он же и "Налетник" или "Огненный змей")...У огненного змея голова шаром, спина корытом и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажен. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он исключительно таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самое же посещение, по словам одной простодушной орловской бабы, происходит следующим образом: "Умер у меня старик, а я и давай тосковать: места себе не нахожу. Так вот и хожу, как оголтелая. Вот ночью сижу у окна и тоскую. Вдруг, как осветит: подумала я пожар - вышла на двор. Гляжу, а старик покойник стоит передо мной: шляпа черная, высокая, что носил всегда по праздникам, сапоги новые, армяк длинный и кушаком подпоясан. С той поры и начал ходить".Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос: он и на вопросы отвечает и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился змей, начинает худеть и чахнуть (говорят: "полунощник напущен"), а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются змею). Есть, впрочем, средства избавиться от посещения змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят в то время, как избранница сидит за столом с огненным змеем и угощается всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика конского хвоста? Если затем окажется, что прилетевший змей подлинно черт, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог [по другим вариантам - около печки], очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же змей спросит: "Что ешь?" - надо отвечать: "Вши". Это ему столь не по нутру, что он "попихнет в бок или больно ударит, но с того случая больше летать не станет".Ходят повсеместно слухи о том, что от огненных змеев женщины рожают детей, но, большей частью, недолговечных ("как родился, так и ушел под пол"), или прямо мертвых. Рождение уродов точно также приписывается участию змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся: "черненькие, легонькие, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками" ."Крестьяне Саратовской губ. верят, что огненный змей летает по свету, рассыпается в полночь на крыше дома, где покойник, является плачущим - жене или мужу; он превращается в оплакиваемое лицо, поздоровается, но говорит шепотом и не велит никому о себе сказывать. Он приносит лакомства и деньги, но поутру первые превращаются в камни, а последние - в черепки. В Таврической губ. передают за достоверное: "Змий робитьця з простой гадини, тилько йий треба де-нибудь пробути, щоб вона сим год не чула ни дзвона, ни чоловичого голосу. Тоди у неи почнуть рости крила и будуть рости ще сим год... тоди вже и летить людям на вред" (Бердянский у.)" .