Невестин пирог приметы

Еще один исчезнувший обычай. А ведь еще в 1800 г. свадебный стол был немыслим без "невестиного пирога": без него шансы супружества на удачу считались минимальными.Карр в "The Dialekt of Craven" пишет, что этот пирог всегда был круглым и имел очень толстую корку, украшенную различными способами. В центре пирога помещалось изображение большой наседки, сидящей на яйцах, - своего рода эмблема плодородия. Начинка пирога обычно делалась из цукатов. И не попробовать его считалось знаком неуважения к новобрачным.Печение обрядового свадебного пирога сохраняется в русских деревнях повсеместно вплоть до наших дней. "Свадебный хлеб с воткнутыми в него изукрашенными деревцами ветками имеет широкий район распространения. Такое печенье известно не только в южной Великороссии (Калужская губ., Курская губ.), но и в Белоруссии (Витебская губ., Смоленская губ.), отчасти и у северновеликоруссов.В Перемышльском у. [Калужской губ.] "рощу" печет мать невесты из крутого пресного теста в виде большой лепешки, в которой, пока она еще сырая, делают сучком дырочки ("натыкают норачек"); в эти дырочки, когда пирог уже испечен, вставляют украшенные ветки - "ражки". Наряжают хлеб, "справляють рошшу" девушки - подруги невесты. В старину сучки обматывали полосками пшеничного теста, но со времени голодных лет ("чирез hалодныи hада"), из экономии пшеничной муки, ветки стали обвертывать цветной и золоченой бумагой. Такую бумагу девицы режут полосками, заворачивают с продольного края раза 3 гармонией и надрезывают здесь ножницами, и бумага, когда ее расправят, выходит пушистой, курчавой. На концы украшенных рожков сажают по старине фигурки из пресного теста: "кренделюшки", "кружалбчки", "вертушки", "птушки-соловейчики", связанный узлом жгутик из теста с хохолком, пару коней, пару свиней (знак богатства) и, наконец, символические из пера фигурки "мужичкя" и "бабочки" - изображения жениха и невесты, которые укрепляют рядышком на одной ветке с двумя рожками - на "двойчатке" [см. иллюстрацию]. Фигурки одевают в пестрое платье - невесту в сарафан, рубаху и фартук, с покрывалом на лице, жениха - в рубаху и штаны. Иногда же сажают их на рожки неодетыми; у женской фигурки вылепливают из теста высокие груди [см. иллюстрацию]. Характерно, что теперь в домах, "иде хороший люди", - не разрешают делать изображения молодых ("хлеб - божий дар"). Можно предположить, что "мужик" и "бабочкя" - лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодородия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлебы...Готовую "рощу" выносят в холодную хату или, если в избе у невесты тесно, к соседям, где она и стоит до пропой. На пропоях, в то время как девицы сидят на лавках и поют величальные жениху и невесте, "роща" красуется на столе. Когда приезжает жених со своим народом, дружко и полудружье "акупают" рощу - дают девицам три рубля, бутылку вина, "кусок" мяса и три пирога, приговаривая: "Ваш лес хароший, hонкий, hадитца нам на стройкю". Девицы гостинцы берут и уходят с пирогом, освобождая место для поезда жениха. Когда утром невесту собирают к венцу, пирог опять стоит на столе "для красы".После венца в доме невесты девушки вновь поют, "абыhрывають" рощу и получают деньги. На почестные "круглый пирог" везет женщина из невестиной родни вместе с наряженными девицами - "пакручальницами" или "пакручалками". В доме жениха на почестных "рощу" ставят на стол и обыгрывают в самом конце беседы...Тут девушка запевала, наряженная в рубаху с шелковыми рукавами, атласный сарафан с шелковым фартуком и большой венок из фольговых цветов, берет "круглый пирог" и, высоко приподняв его обеими руками, "ходит" - пляшет с ним посреди избы...После песен одна из девиц снимает с "рощи" ту ленту, которой она опоясана, и обвязывает ею головы молодым, чтобы дружнее жили, в то время как кто-либо из родных приговаривет: "Как рошша стаяла - не расходилась, так штобы маладыи не расхадились". Затем начинают "ломать" рощу. Около нее становятся дружок от жениха и полудружье. Первый вытаскивает "рожки" из круглого пирога, а полудружье раздает их гостям - "пада усякава человека становять па ветачки", т. е. втыкают ее в тот пирог, который лежит перед каждым гостем на столе. Дружок начинает шуткой: "Нада свадить рошшу; харош лес, ровный". Молодым он выбирает "дваешку" или "двойчатку" с фигурками мужика и бабы; полудружье передает им эту ветку с приговором: "Вот вас сейчас парочкя: а вот на лето вас будить трое" и дает им еще ветку с тремя рожками - "трайчатку". "Вот табе, - обращается он к какой-либо бабе, - "толстая ветка на балку, хату строить. А это табе (к другой бабе) - на вилы" и т. д. При этом гостей обносят вином. "Асталися ат рошши адни карешики", - говорит дружок. "Старушки будут пни капать, да печки тапить. Ну, старушки, ваши пни тут: капайте, как хочете, сами". Запечные старушки, которые стряпают к свадьбе, а на пиру подают чашки с харчами, стоят возле печки... "Што ж, - говорят они, - спасибо и на етам".Каждый гость, уезжая домой и сидя на повозке, держит ветку от "рощи" в. руке перед собой напоказ, чтобы все видели, что едет со свадьбы. Дома кренделюшки и другие фигурки из теста с рожков отдает детям.Круглый пирог, по-видимому, является символом счастья... Продажа "рощи" на сторону будто бы предвещала молодым беды и невзгоды".