Кувада приметы

Во время родов отец ребенка испытывает те же мучения, что и его мать во время беременности. Если у мужа заболят зубы или он внезапно заболеет - это знак, что у его жены начались роды. В Великобритании это суеверие широко распространено до сих пор. За последние несколько месяцев нас более чем двенадцать раз спрашивали, правда это или нет. Существует огромное количество примеров, когда мужья внезапно подвергались болезням, к которым они обычно не были склонны, в тот момент, когда их жены рожали.И во время войны 1914 г., и во время войны 1939 г. появление на передовой солдате с распухшей из-за флюса щекой неизменно вызывало у старшего сержанта один и тот же вопрос: "Да никак твоя жена рожает?" - и ответ обычно бывал утвердительным.Известно, что беспокойство мужа о своей жене во время опасного процесса родов может оказывать на него такое психологическое воздействие, что у него действительно могут начаться боли, которые, по его понятиям, испытывает сейчас жена, и, вследствие этого беспокойства, его собственная психическая и ментальная устойчивость понижается, снижая его сопротивляемость к болезням, нападающим на ослабленный организм.Но исторические корни этого поверья находятся гораздо глубже - в древнейшем обряде кувады, одним из частных проявлений которого является каждое из вышеупомянутых суеверий.В наиболее "чистой форме" обряда кувады, супруг ведет себя как роженица и лежит в постели, в то время как его жена начинает хлопотать по хозяйству, как можно скорее после родов. Таким образом, злые духи, пришедшие, чтобы овладеть матерью или ребенком, встречают сильного мужчину и ретируются.Эта форма кувады зафиксирована у индейцев Калифорнии и Южной Америки, в Южной Индии, на Никобарских островах, в Малабаре, на Целебесе, на Борнео; и, согласно Диодору Сицилийскому, она бытовала у древнего населения Корсики и Испании.Наиболее изощренные приемы кувады наблюдались у гвианских индейцев. Здесь мать выполняла свои обычные обязанности еще за несколько часов до родов - а потом, вместе с другими женщинами своего племени, уходила рожать в лес. Отдохнув несколько часов, она возвращалась домой и продолжала свою работу. А ее супруг ложился в хижине в ее гамак и отказывался от всякой пищи, кроме жидкой каши. Ему нельзя было ни курить, ни мыться. И еще несколько недель после родов женщины из его племени нянчили его.В Южной Индии после родов супруг надевал на себя некоторые вещи из гардероба своей жены и ложился в постель в темной комнате. Ребенка клали рядом с ним, и ему обычно давали лекарства, какие дают роженицам для восстановления сил. Те продукты, которые запрещалось есть роженице, были запрещены и для ее супруга, иначе духовная связь, существующая между обоими супругами и их ребенком, могла бы передать влияния запретного продукта ребенку и привлечь к нему силы зла.Вот в чем состоит кувада - эта попытка фактически заменить женщину мужчиной. Именно эта симуляция отцом материнской роли является реальной сутью нашего суеверия. И у цивилизованных, и у диких народов всегда считалось, что период родов - один из наиболее опасных периодов, поскольку злые духи только и ждут момента, чтобы причинить вред матери и ребенку, и поэтому дикари принимали на себя (и до сих пор принимают во многих диких племенах) задачу охранять их. Чтобы осуществить это, они играли роль матери. Таким образом, явившиеся злые духи должны вместо слабой женщины, бессильной против магических воздействий, встретить сильного и здорового мужчину.Именно кувада, скорей всего, породила следующий обычай шотландских горцев. Чтобы "маленький народец" (феи) не причинил вреда новорожденному или не подменил его, они накрывают кровать, в которой лежат мать или ребенок, каким-либо предметом из одежды отца.Кроме того на островах Ватабела, когда роды у женщины задерживаются, рядом с ее постелью кладут какую-нибудь носильную вещь ее супруга, чтобы роды были более легкими. Считается, что мужская сила может быть таким образом перенесена на женщину с его одежды."Очищение" ребенка сразу же после рождения, практикуемое в Шотландии и в некоторых северных графствах Англии в качестве защиты его от злых духов, тоже, очевидно, ведет свое происхождение от кувады.Через несколько месяцев после написания статьи о куваде, когда мы уже читали гранки этой книги, мы поместили в одной газете статью о куваде. В результате редакция получила большое число писем о том, что отец действительно терпит во время родов те же самые мучения, что и мать. Вот некоторые из них:"Я женился в декабре 1945 года и в последнюю неделю 1946 вдруг заболел ишиасом. Мне пришлось передвигаться на костылях, хотя мне было всего 26 лет. Однажды врач спросил меня, что с моей женой. "С ней все в порядке", - ответил я. "Она ждет ребенка?" - "Да, - ответил я, - в сентябре". - "Увы, - сказал он, - вам придется еще пострадать за нее". Я решил, что он шутит, но выздоровел я, действительно, только в конце сентября. Его слова оказались верными".Вот другое письмо:"У меня превосходная жена и четверо отличных детей. Но вот что случается со мной каждый раз, когда моя жена собирается рожать. У меня начинают нестерпимо болеть зубы. В 1944 г. из-за этого мне пришлось провести две недели в постели, мне несколько раз делали рентген и дуоденальное зондирование, чтобы найти причину болей. Затем они узнали, что у меня вот-вот родится ребенок, и в один голос заявили, что зря возились со мной столько времени".Вот третье письмо, из Норфолка:"Один мой родственник как-то раз был на рыбалке. Вдруг у него ужасно разболелись зубы, хотя у него нет ни одного зуба. Его приятель посоветовал ему написать домой и кое о чем спросить у своей жены. Каково же было его удивление, когда он узнал, что она и в самом деле УЖЕ!"Мы могли бы процитировать здесь еще множество писем, но полагаем, что хватит и этих трех.Отголоски кувады точно так же зафиксированы и в русской этнографической литературе. В ряде мест еще и сегодня верят, что страдания роженицы муж может добровольно разделить: имитируя роды, он тем самым берет часть боли на себя. Вместе с тем "есть бабки, по народному поверью, которые могут подделать так, что мужчина будет мучиться родами вместо жены; в этом случае уже не упоминается о добровольном согласии мужчины и женщины делить между собою муки родов, - муки родов навязываются мужчине невольно вследствие чар колдуньи-бабки" .