Крещение (обряд) приметы

Дети, которые умерли некрещеными, в одиночестве бродят по лесам, жалуясь на свою жестокую судьбу, и их часто можно там увидеть. (Старинное шотландское поверье). Если вы несете ребенка крестить, и по дороге не дадите хлеба и сыра первому встречному, ребенок будет неудачлив в жизни. (Север). Если мальчика и девочку крестят одновременно и сперва окрестят девочку, мальчик всю жизнь будет иметь нежное и безбородое лицо, в то время как девочке достанется вся недостающая у него растительность. (Северная и Западная Англия). Если одновременно крестят мальчика и девочку, то мальчика нужно окрестить первым, иначе девочка вырастет бородатой. (Норфолк). Если ребенка окрестить в любой день, кроме воскресенья, он умрет. (О-в Св. Килды). Если ребенок не кричит во время крещения, он слишком хорош для этой жизни. (Нортамберленд, восточная часть Йоркшира). Крик ребенка во время крещения - это голос злых духов, изгоняемых святой водой. (Север). Некрещеный ребенок не может умереть. (Чешир). Нельзя называть ребенка по имени, пока он не будет окрещен. Первый ребенок, окрещенный в новой церкви, принадлежит дьяволу, и он непременно умрет. (Йоркшир, а также другие районы страны). Обычаев и суеверий, связанных с обрядом крещения, было великое множество. Повсеместно считалось, что ребенка нужно крестить в чепчике, и этот чепчик после крещения нужно носить, не снимая, в течение двенадцати недель. Крестильную воду нельзя вытирать с лица - нужно дать ей высохнуть.В Шотландии особенно настаивали на том, что младенца нужно крестить как можно скорее после рождения, пока феи не украли его или не навредили ему. Однако существовал способ обезопасить ребенка от фей: его накрывали чем-нибудь из отцовской одежды. В связи с этим стоит вспомнить историю жены одного селкеркского пастуха. Говорят, что она лежала в постели со своим новорожденным ребенком, и вдруг услышала разговоры и смех, доносящиеся из соседней комнаты. Она сразу поняла, что шум подняли феи, изготовляющие восковую замену для ее ребенка, которого они хотят украсть. Женщина тут же взяла у изголовья кровати жилет своего мужа и накрыла им ребенка. Тут феи завопили: "Старуха утащила нашу добычу!" Затем что-то свалилось в камин, и женщина, взглянув туда, увидела восковую фигуру, напоминавшую ее ребенка и утыканную булавками в области сердца.Интересно, что мнение, будто новорожденному угрожают злые духи, было распространено всегда и повсеместно.Датчанки в старину защищали своих некрещеных детей, помещая в колыбель или над дверями дома чеснок, хлеб, соль и кусочек стали. (Заметим, что в Дании сталь считалась средством, отгоняющим ведьм). Немецкие матери вешали шандру или львиный зев (немцы называют его Grant), черный тмин, синий майоран, правый рукав от рубахи и черный чулок с левой ноги. После этого феи (нем. Nickerts) не могли повредить ребенку.Греки в старину старались не оставлять ребенка одного в первые восемь дней после рождения. Греческая церковь разрешает крестить детей только по прошествии восьми дней после рождения.Как в Йоркшире, так и в Нортамберленде крещение считалось актом, воздействующим на физиологию ребенка, и всякого болезненного или плаксивого младенца могли счесть некрещеным."Не видать ребенку здоровья, если его не окрестили", - говорили в старину на севере Англии, приводя в пример множество достоверных историй о болезненных детях, которые выздоровели и окрепли после крещения. Все эти факты, скорее всего, объясняются тем, что с возрастом дети действительно становятся крепче и перестают болеть - но крещение тут не при чем.В Нортамберленде считалось (и до сих пор считается) важным, чтобы с младенца после крещения весь день и всю ночь не снимали крестильный чепчик. Г-н В. Хендерсон, авторитетный специалист по фольклору северных графств, сообщает, что его знакомый священник вызвал явное недовольство родителей ребенка, его крестных и всей его родни, когда при крещении намочил чепчик так сильно, что его пришлось снять и просушить.Жители восточной части Йоркшира верили, что с лица ребенка никогда не следует вытирать святую воду, но она должна высохнуть сама. Более того, существовал обычай, от которого могло зависеть дальнейшее процветание ребенка: чтобы все, кто присутствовал на крещении (крестные, родители, все их друзья и родственники), непременно приняли участие в праздновании крестин. Праздник сопровождался обильными возлияниями и в старину обычно завершался грандиозной попойкой. Отсюда и пошел известный английский фразеологизм "wetting the baby"s head" ("намочить головку малышу").В пограничных графствах с крещением связано следующее суеверие: тот, кто наступит на могилу мертворожденного или некрещеного младенца, может заболеть роковой болезнью Grave Merels, или могильной паршой. Ее первые симптомы - дрожь в суставах и тяжесть в груди; затем кожа человека становится столь чувствительной, что прикосновение к ней холодным железом вызывает ожог.Однако от этой болезни все же есть средство - носить льняной мешок, изготовленный следующим образом: лен должен быть выращен на крестьянском дворе, на мусорной куче, к которой не прикасались 40 лет. Холст должна соткать старуха Хаббитрот, королева старых дев. Он должен быть выбелен честным белильщиком на запруде честного мельника и сшит честным портным.В старину в Шотландии существовало два суеверия, связанных с крещением. Одно из них гласило, что для крещения ребенка священник должен использовать слюну. Второе, - что ребенка должен окрестить какой-нибудь мирянин, после этого его следует отнести в церковь, где священник даст ему щепоть соли, а затем смажет его уши слюной и произнесет экзорцизм, и все это следует произвести над ребенком без погружения и окропления святой водой.Корни этого обычая уходят в глубину веков. Канонический закон, от которого пошел этот обычай, когда-то предписывал: "Смажь слюной уши и нос ребенка, чтобы ноздри его открылись для благоухания Господнего, а уши - для Его повелений". Можно провести аналогию между шотландским "крещением слюной" и обычаями древних римлян. Некоторые древнеримские церемонии, соответствующие нашему крещению, производились над ребенком на восьмой или девятый день после рождения. В этот день ему давали имя и смазывали его голову слюной, чтобы отогнать от него всякую порчу.Точно так же в самом сердце черной Африки знахарь трижды плюет в лицо ребенку, прежде чем дать ему имя.Это напоминает действия суеверных шотландцев, тоже снимавших порчу с помощью слюны. Если корова заболевала или переставала давать молоко, к ней приходил "искусник", который плевал на нее. Разумеется, источником всех коровьих болезней считалось колдовство; отсюда и снятие порчи.В той же Шотландии существовал обычай: принеся домой ребенка после крещения "очищать" (sain) его огнем. Ребенка клали в корзину, накрывали покрывалом, а поверх него клали хлеб и сыр. Затем ребенка три раза проносили в корзине вокруг железного крюка для подвешивания котелков, закрепленного над очагом. Мать или нянька завершала это очищение словами: "Огонь, возьми его сейчас, если уж так суждено". Ритуал был призван разрушить ведьмовские козни и отогнать всех злых духов, в которых верили шотландцы.(Само слово "sain", обозначающее этот ритуал, происходит от древнесаксонского "Segnom" - совершать крестное знамение для защиты от злых духов).Шотландскому поверью о жестокой судьбе некрещеных детей странным образом противоречит чеширское поверье о том, что некрещеный ребенок не может умереть. В июне 1860 г. в Ливерпуле, некая мать, обвиненная в преднамеренном убийстве собственного ребенка (она положила ребенка на землю и накрыла дерном), призналась в своем преступлении и добавила, что перед этим она окрестила ребенка, потому что иначе он бы не умер. Это же суеверие упоминается у Шекспира. Оно было очень распространено в древности и связано с духами, которые назывались "latewitch".Что же касается суеверия о том, что первого ребенка, крещеного в новой церкви, заберет дьявол, то это вариация на тему древнего поверья, которое гласило, что дьявол заберет любое живое существо, которое первым войдет в новую церковь. Источник этого суеверия, очевидно, находится в средневековье, когда считалось, что нужно замуровать живого мужчину или ребенка в фундамент церкви (или даже замка), чтобы фундамент был крепким и надежным.Св. Колумба похоронила одного из своих монахов в фундаменте построенного ею аббатства. Принято считать, что этот монах (его звали Оран), сам согласился стать жертвой. По крайней мере, об этом говорит 0"Доннел, опирающийся на "Жития святых". Но даже, если это правда, то причиной его гибели все равно стали амбиции честолюбивой Колумбы, которая принесла его в жертву ради того, чтобы увековечить свое аббатство.Бэринг-Гоульд находит источник этого обычая в языческих верованиях, согласно которым каждый дом, замок и мост должен был иметь духа-покровителя. Однако же источником здесь могла послужить и древняя языческая идея о жертвоприношении, связанном с началом любого важного дела. Жертву, принесенную при закладке дома, хоронили в фундаменте.Может быть, привидения более современных замков - это духи жертв, патрулирующие свои владения?Гримм в" Германской мифологии" говорит: "Считалось необходимым замуровывать живых животных (или даже людей) в фундамент, на котором покоилось здание, чтобы упросить землю не проседать и держать столь тяжелый вес, который возлагается на нее".Когда в 1885 г. ремонтировали церковь в Хэлсуорси, ее юго-восточный угол был полностью разрушен. В нем среди известки и камней обнаружили скелет человека, который, очевидно, был замурован живьем, поскольку в этом месте не было найдено никаких признаков захоронения. Очевидно, с той же идеей жертвоприношения матери-земле связано суеверие, все еще распространенное в сельских районах: будто фруктовое дерево не будет плодоносить, если под его корнями не закопать скелет животного.В Уэльсе было распространено поверье, что крещение, которое следует сразу за похоронами, предвещает смерть. Если же крещение следует за свадьбой, то ребенок вырастет веселым и богатым.В Херефордшире существовало поверье, что если инициалы имени и фамилии человека при прочтении составляют его полное имя, то этот человек будет удачлив. Это, несомненно, объясняет распространенность тех или иных имен у пожилых уроженцев Херефордшира.Те же самые херефордширцы считали, что нельзя называть ребенка тем именем, которое носит домашнее животное. Г-жа Лезе в книге "Herefordshir Folk Lore" сообщает историю о том, как один отец назвал своего ребенка именем своего любимого коня. В трехлетнем возрасте ребенок сгорел, а вскоре после этого и конь погиб от несчастного случая. Таким образом, дав это имя ребенку, семья совершила двойную ошибку.Одно время во всех частях страны было широко распространено суеверие, будто с ребенком случится беда, если до того, как его окрестят, кто-нибудь услышит его имя.Подобные суеверия бытуют у многих народов в самых разных уголках мира;многие взрослые люди не просто не хотят, но даже очень опасаются, что кто-нибудь узнает их настоящее имя.Например, все индейцы от Атлантического до Тихого океана (включая и североамериканских) по возможности скрывают свое настоящее имя. Они считают, что это имя - не просто название, а некая часть их личности, и полагают, будто каждый, кто узнает их "личность", может путем некоторых махинаций причинить им зло. То же самое поверье во многих странах связано со срезанными волосами и остриженными ногтями, которые в руках ведьмы или злого духа якобы могут быть использованы для наведения порчи на их бывшего владельца. Обычай скрывать свои имена у американских индейцев заходит столь далеко, что Повхатан и Покагонтас вошли в историю под псевдонимами, а их настоящие имена, скрытые от белых людей, сделались невыяснимыми и постепенно стерлись из памяти.Толампу (одна из народностей Центрального Целебеса) считают, что записав имя человека, можно забрать с собой его душу. Однако упоминанию или записыванию "второго имени" они не придают столь рокового значения. Мы слышали историю об одном австралийском аборигене, который так и не пожелал назвать свое настоящее имя, утверждая, что через имя любой колдун сможет принести ему вред.Все Центральноафриканские негры - мужчины, женщины и дети - имеют не только личное имя, но и тайное или священное имя, которое не знает никто кроме полностью посвященных членов племени. Это имя не произносится никогда, кроме наиболее торжественных случаев, если рядом нет женщин. Даже среди мужчин его произносят только шепотом. Спенсер и Гиллен в своей книге "Native Tribes of Central Australia" объясняют причину этого обычая: "Местные жители считают, что иностранец, знающий их тайные имена, получает возможность принести им вред посредством колдовства".Таким образом, между всеми этими обычаями и вышеупомянутым херефордским поверьем существует несомненная связь.Интересно отметить, что наше слово "nickname" (прозвище) произошло от англосаксонского "eke-name", что значит "второе имя".См. КУВАДА; ЦЕРКОВЬ.С крещением ребенка в русском фольклоре связано множество самых разнообразных примет. Ограничимся здесь приведением наиболее типичных."Тот ребенок, который не кричит во время совершения над ним таинства крещения, - не жилец в здешнем мире". (Ср. аналогичное йоркширское поверье: "Если ребенок не кричит во время крещения, он слишком хорош для этой жизни"). "Вода в купели после крещения ребенка считается поганой; ее выливают в озеро...После крещения священник святит воду и ею окропляет избу. Бабка и присутствующие моют лицо и руки этой водой. Ею же омывают грудь родильницы, которая после этого кормит в первый раз ребенка. Вслед за этим следует крестинный обед. На почетном месте сажают священника, крестного и божатку. На крестинах девочки предпочтение оказывают божатке. За обедом подают праздничные кушанья: кисель, овсяные и гороховые блины, студень, щи, калитки (род ватрушек), крендели, пряники; подается также и сахар" ."Для здоровья" на ребенка надевают после крещения ладонку, в которую бабка зашивает пуповину, житное зернышко и три кусочка росного* ладана".Повсеместно считается и в наши дни, что некрещеный ребенок будет постоянно болеть и не будет счастлив . (Ср. английский вариант: "Ребенок не будет здоровым, пока его не окрестят"). Ребенок не будет здоровым, пока его не окрестят. (Север). Чтобы ребенок вырос здоровым, сильным и богатым, мать должна принести вместе с ним на крещение серебряную монету, яйцо и щепотку соли. (Север и соседние с ним районы).