Колокола церковные приметы

Чтобы изгнать враждебных и злых духов во время грозы, нужно бить в колокола. (Распространенное в старину суеверие). Именно с этой целью (как свидетельствует Обри в "Miscellanies") во время грозы били в колокол Св. Альдгельма в аббатстве Малмсбери; а Бэкон в "Естественной истории" заявляет: "Некоторые считают, что громкий колокольный звон в многолюдных городах отгоняет молнии и очищает зараженный воздух". Однако он мудро добавляет: "Все это может быть результатом простого сотрясения воздуха".В некоторой степени это поверье существует и сейчас, поскольку во время II Мировой войны 1939-1945 гг. многие газеты публиковали читательские письма в поддержку теории о том, что сотрясение воздуха ружейными выстрелами может привести к увеличению осадков и во многих деревнях, которые мы посещали, жители пытались вызвать дождь, стреляя из ружей в воздух. Популярным и весьма распространенным обычаем когда-то был "пудинговый звон". Он заключался в том, что в колокола били при завершении проповеди. Целью этого обычая было дать знак поварам, чтобы они начали подавать на стол, потому что хозяева скоро вернутся домой. "Пудинговый звон" родом из Йоркшира. Говорят, что в Йоркшире существовал обычай начинать воскресный обед с йоркширского пудинга, политого соусом.В Рейвенстоундейле (Уэстморленд) бытовал обычай бить в "Колокол Святых" после чтения "Символа веры", чтобы призвать диссентеров на проповедь.Очень много лет подряд накануне Праздника Тела Христова хористы в белых одеждах поднимались на колокольню Даремского Собора и пели "Те Deum". Эта церемония была учреждена в память о чудесном спасении от пожара, случившегося в эту ночь в 1429 г. Монахи в полночь служили мессу, когда в колокольню внезапно ударила молния. Пламя бушевало 48 часов, но башня избежала серьезных повреждений и колокола остались целы. Чудо было приписано вмешательству Св. Катберта, мощи которого хранятся в соборе.Согласно русским народным поверьям, колокольный звон обладает особой магической силой. "Нечистые духи и ведьмы, по народному верованию, боятся колоколов и, заслыша их звон, улетают как можно дальше [ср. английское поверье, "чтобы изгнать враждебных и злых духов во время грозы, нужно бить в колокола]. В Малороссии верят, что первый удар колокола приводит бесов в оцепенение, при втором ударе они в смятении бросаются во все стороны, а при третьем - исчезают. Поэтому-то некоторые из малороссов, услыхав церковный благовест, делают крестное знамение только при третьем ударе колокола...Такое же таинственное значение, какое присвояется народом колокольному звону, приписывается и грому...Как Св. пророк Илия отчасти заменил в понятиях наших предков с принятием христианства Перуна - бога-громовника, так и колокольный звон сделался символом грома небесного. Поверья, приуроченные первоначально к последнему, стали с течением времени переносится народом на первый.По распространенному в Ярославской губернии поверью, растительность на земле весною только тогда начнет идти "по-настоящему", когда ударит первый гром. Частые грозы летом предвещают обильный урожай; то же самое предвещают и частые "зарницы" (молния без грома).Неудивительно, что и колокольный звон в народных верованиях имеет довольно тесное отношение к урожаю. В юго-западной России верят, что тот, кому удастся в Христов день первым взойти на колокольню и позвонить, у того в текущем году будет хороший урожай на гречиху.В некоторых местах Великоруссии деревенские бабы ходят в Светлое Христово Воскресение звонить, чтобы лен у них вырос длиннее. В других местах существует поверье, что если звонарь в Светлое Христово Воскресенье затрезвонит не тотчас по окончании обедни, то будет неурожай хлеба.Тесную связь колокольный звон имеет в народных верованиях также и с умершими...Колокольному звону народ усвояет способность возбуждать усопших от их непробудного сна...Признавая за колокольным звоном оживляющую силу, наши крестьяне признают за ним и силу целебную, точно также, как и за громом. Известно, что вода после первого грома считается целебною ото всех болезней.В Малороссии крестьяне так лечат "мёртвую костку"(нарост на теле): во время колокольного звона берут на кладбище кость и трут ею нарост до окончания колокольного звона. В Ярославской губернии страдающие глухотою отправляются на колокольню и, наклонившись под большим колоколом, слушают колокольный звон.Повсеместно крестьяне верят, что пожертвование на новый колокол всего лучше может облегчить участь грешной души в загробной жизни ..., [потому что] "как в колокол к обедне или к утрене ударят, сколько душ христианских перекрестится и к Богу вздохнет - тысячи! А той душе, чей колокол, раз от разу легче..."Народ считает колокол как бы существом одушевленным. "Раз, - говорит народная легенда, - везли два колокола, вылитые на одном и том же заводе. При переправе один колокол утонул, не смогли вытащить. Повесили второй колокол. Но звуки его были печальны; в них ясно можно было расслушать слова: "Брат Кондрат на дне лежит, а мне Бог не велит"."Звук церковного колокола в вечернее время бывает яснее или слышнее перед хорошей погодой" .Колокольный звон в русской народной традиции часто интерпретируется как "реплики" колокола или даже "диалоги" между колоколами (например, на колокольнях соседних деревень).