Каша приметы

"Целый ряд обрядов, с которыми связано употребление каши, показывает, что каша имеет в народе символическое значение. Не даром ей отведено важное место на первом же пороге жизни крестьянина - на крестинах. Тут каша, поставленная на стол, должна выражать желание новорожденному довольства, счастья, богатства. Поэтому на стол ставят как можно больший горшок каши, дабы и счастье и довольство ребенка было соразмерно величине горшка с кашею. Едение каши сопровождается большими церемониями. Когда ее поставят на стол, непременно в горшке, в котором она варилась, кума придвигает ее к себе и кладет туда три, пять и более копеек; пример кумы вызывает подражание; все гости делают то же; наконец, кум, положив в кашу денег приблизительно более всех, выводит по верхушке ее разного рода фигуры. После этого верхушку, в которой запрятаны деньги, срезают и на тарелке относят родильнице. Остальную кашу начинают есть. В других местах (преимущественно в Малороссии) делается еще так: когда поставят на стол горшок с кашей, то бабка берет ее и, поднявши кверху, бросает потом на стол; горшок разбивается, и черепки разлетаются в стороны; при этом говорят: "А сэб за нашего N дивки былися" (когда, конечно, младенец подрастет и сделается женихом). На кашу кладут крендель, и туда все гости бросают деньги, кто сколько может. Собранные деньги заносят родильнице. Самую кашу режут на части и одну подают матери новорожденного, говоря: "Подайте N (имя младенца) кусочек каши: счастье принесет". Употребление каши на крестинах до того распространено, что раз сосед на кашу зовет - все сразу понимают, что он, значит, зовет на крестины. Еще понятнее, когда бабка на кашу приглашает, ибо бабка только тогда на кашу зовет, когда крестины бывают. Во многих местах за кашу бабке и деньги отдают, и потому бабка старается сохранить старую поговорку: "за кашку грош отдать - младенец жить будет". Бабка во время крестильного обряда обходит обыкновенно гостей с кашею, потчуя сперва отца ложкою каши с солью и перцем, а затем тою же кашей потчует и гостей - за угощение всякий отдает бабке копейку, а то и больше.Существует также обычай, что молодые, устраивая первый обед, непременно угощают кашею, при чем гости шутя замечают, что рады поскорее опять поесть у молодых каши, намекая этим на скорые крестины...В некоторых местах гости, являясь в дом, прежде всего осматривают, полон ли горшок с кашею. В особенности этот обычай развит у белорусов. Нет несчастья больше, как если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому. Худое тоже предзнаменование, если треснул горшок...В Великороссии на именинах едят всегда обязательно кашу и именинник посылает знакомым кашу или пирог с кашею. Такой пирог разламывают над головою именинника, и это значит - жить ему в довольстве целый год. Чем более рассыпается по нем каша, тем жить достаточнее. Самое варенье каши имеет целью урожай хлеба и плодородие скота" ."По старому русскому обычаю наши степные поселяне варили [26 июня, в день Св. Акулина-гречишницы] ...мирскую кашу для мирской братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон" .