Дерево (материал) приметы

Если британцу говорят, что он удачлив, или хвалят его крепкое здоровье, то - вне зависимости от своего возраста и положения - он почти всегда восклицает:"Touch wood!" ("Дотронься до дерева!"), - и при этом сам притрагивается указательным пальцем правой руки к какому-нибудь деревянному предмету. Суеверные люди считают, что такими непрошеными похвалами мы искушаем Судьбу, и ищут защиты у своих священных реликвий.Обычно считается, что дерево каким-то образом связано со Святым Крестом и что этот обычай произошел от права убежища, которое церковь когда-то предоставляла преследуемым. Оно заключалось в том, что человек, прикоснувшийся к церковным вратам, мог считать себя спасенным от преследователей, ибо с этого момента церковь и Святой Крест брали его под свою защиту.Однако этот обычай возник сравнительно недавно. А традиция "браться за дерево", очевидно, восходит еще к тем временам, когда люди поклонялись деревьям различных пород-иными словами, к эпохе культа древесных духов.В те времена деревья ассоциировались с божествами, например, в Греции дуб был посвящен Зевсу, в то время как британцы посвящали это дерево кельтскому божеству, имя которого не удалось установить. Ясень был посвящен Тору, скандинавскому богу грома, а сикомор - египетской богине Гатор.Культ дуба был распространен по всей Европе; дуб ассоциировался с европейским Богом Неба. Европейцы заметили, что в дуб часто бьет молния. Поэтому считалось, что в этом дереве живет небесный бог-громовержец. Считалось также, что растения, паразитирующие на дубе, перенимают его волшебные свойства; и что то же самое случается с птицами, которые поют на его ветвях; и что ветер, овевающий листья дуба, может поведать человеку все тайны этого дерева.И для того, чтобы избежать беды, навлекаемой хвастовством, хвастун прибегал к обряду, который в наше время называется симпатической магией. Он прикасался к дубу или к другому священному дереву, считая, что это непременно защитит его от мести гневливого Бога Небес, который наказывал хвастунов либо ударом молнии, либо целой лавиной жестоких бед.Таким образом, из обычая прикасаться к дубу с течением времени возникло поверье, что любой кусок дерева способен защитить человека или нейтрализовать любую беду, которую он навлекает на себя похвальбой.Только в некоторых языческих странах это суеверие все еще связано с конкретными деревьями. Например, на островах Тонга жрец носит на шее гирлянду из листьев священного дерева в знак подчинения божеству, которое живет в этом дереве; а негры с берегов реки Колабар рвут листья другого священного дерева и натирают ими свой лоб, чтобы при переправе на них не напали крокодилы. На Никобарских островах людей, в которых якобы вселился дьявол, избивают ветками священных деревьев.Если англичане, боясь искушать "непрошеными похвалами Судьбу", "притрагиваются указательным пальцем правой руки к какому-нибудь деревянному предмету", то в современной России человек, которого хвалят или который сам говорит о каком-либо хорошем событии (хотя бы делится с близкими приятной новостью), должен обязательно постучать по любому деревянному предмету. Если он этого не сделает, то он может сглазить успех или здоровье. В контексте подобного разговора реплика собеседника: "Постучи по дереву", - является обычным напоминанием. Эта примета особенно распространена среди городской молодежи и людей среднего возраста (в деревнях в таких ситуациях три раза сплевывают через левое плечо (т. к. там стоит черт) или показывают хвалящему в кармане кукиш;и подобные магические действия иногда практикуются и в городах).Применительно к оберегу "стучать по дереву" встречается ряд ограничений: нельзя стучать по столу (т.к. стол символизирует церковный престол и стучать по нему - грех) , нельзя стучать по полированному дереву . Последний запрет особенно интересен, так как в нем реализуется представление о "защитных" функциях, которыми обладает только "натуральное" дерево, не "закрытое" лаком.Согласно русским народным представлениям, бревна изб и прочих хозяйственных построек, доски заборов, палки и ветки продолжают хранить особую целительную силу, которой повсеместно в России наделяются живые деревья (см. ДЕРЕВЬЯ). Так, "маленьких детей, страдающих бессонницей, сердобольные матери стукают пятками ножек об стенки нежилых строений. Точно также человек, наломавшийся на работах до таких болей, от которых, что называется, некуда деться, старается ослабить жгучие страдания тем, что трется обнаженной спиной о подпорки заборов или бежит к овину и на середней стенке его проделывает то же" (см. также обряд хлестать вербой детей - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).Осина в России почитается деревом проклятым, т. к. на ней, по легенда, удавился Иуда. Поэтому осина никогда не употребляется в строительстве и крайне редко - в ремеслах.Кроме того, в русских деревнях (например, в Новгородской обл.) бытуют поверья о существовании "буйных" деревьев. "Им приписываются особые свойства, именно - разрушительная сила, скрытая и тайная, угадать и указать которую могут лишь одни колдуны. Такое дерево, с корня срубленное и попавшее между другими бревнами в стены избы, без всяких причин рушит все строение и- обломками давит насмерть неопытных и недогадливых хозяев. Даже щепа от таких бревен, подложенная со зла лихим знающим человеком, ломает и разрушает целые мельницы" .