Черт приметы

"Нечистую силу, т. е. черта, народ резко отделяет от домового, водяного и т. п. существ. В то время, как существа второго разряда могут жить с человеком и в мире, могут делать и зачастую делают даже добро, черт приносит еловеку одно только зло.Названия, какие носит черт в народе, это: "черт", "черный", "дьявол", "сатана", "бес", "окаянный" "враг", "поганый", "сомуститель", "нечистый", "супостат", "лукавый", "луканька" и т. п.; вообще, народ избегает, особенно к ночи, называть черта по имени: "чертом", "дьяволом" и т. п., а называет его он "лукавый" или "супостат" [ИМЯ И ФАМИЛИЯ].Черти обитают в аду, откуда и являются на землю, чтобы приносить зло людям. На земле излюбленным местопребыванием чертей являются болота. "Сидит, как черт на болоте", "было бы болото, а черти найдутся", - говорят народные поговорки.Все черти подчиняются одному главному "сатане". Он посылает их на землю делать зло людям, ему они отдают отчет в сделанных ими поступках; усердных чертей он награждает, а ленивых, малоспособных делать зло - наказывает.Являясь на землю, черти превращаются в людей или в различных животных, чаще всего в черную кошку или собаку. Всего более черти боятся ударов грома и молнии. От них они прячутся на межах, а также под шляпку "яруйки" (чертов гриб - Boletus satanas). Нередко прячутся они за спину людей: тогда молния, поражающая черта, может поразить и человека. Чтобы избегнуть этого, следует креститься при каждом ударе грома. Крестное знамение отгонит стоящего за спиной черта" . (См. ГРОЗА; ИЛЬИН ДЕНЬ; МОЛНИЯ).Именно черт внушает человеку "нечистые" помыслы, толкает его на неблаговидные поступки. В русской народной культуре всякое самоубийство трактуется как великий грех, совершаемый человеком по наущению дьявола. (См. САМОУБИЙЦА)."По народному поверью, черт выдумал и водку, чтобы, благодаря ей, вести на пагубу большее количество людей.По общераспространенному верованию, черти похищают иногда детей некрещеных, подменивая их, или же детей, проклятых своими родителями. Из первых выходят затем русалки, лешие и т. п. "незнати", вторых же возвращают они иногда и обратно родителям. (См. ПРОКЛЯТЫЕ ДЕТИ. КРЕЩЕНИЕ (ОБРЯД)).Зачастую дьявол входит в человека, и тот становится "бесноватым". "Бесноватых", к слову заметим, наш народ отличает от безумных или сумасшедших. В то время, как безумие последних проявляется постоянно, во все время, безумие бесноватых проявляется только тогда, когда к бесноватому приближаются какие-нибудь священные предметы: "крест", "иконы" и т. п. При приближении к ним этих предметов они выходят из себя, произносят страшные, богохульные, кощунственные слова и стараются плюнуть на священные предметы. При этом, слабую в обычное время, женщину не могут удержать иногда пять-шесть здоровых сильных мужчин...Черти вступают иногда в плотскую связь с женщинами. Обыкновенно это бывает тогда, когда молодая женщина, за отсутствием или смертью мужа, начинает сильно тосковать по мужу. Тогда нечистый является к такой женщине в образе мужа и вступает с ней в плотскую связь. По некоторым рассказам, нечистый летает к таким женщинам в виде огненного змея; долетая до избы, он рассыпается и обращается в мужа тоскующей женщины. Вследствие такой плотской связи между женщиной и нечистым происходит иногда ее беременность. Беременность эта длится иногда в течение нескольких лет и затем проходит бесследно, так как нечистый тотчас же похищает родившееся дитя. Женщины, находящиеся в связи с нечистым, обыкновенно быстро сохнут, чахнут и очень скоро умирают"."Некоторые уверяют, что черти - востроголовые, как птицы сычи, и многие сами уверены, что эти духи в то же время непременно хромые. Они сломали себе ноги во время сокрушительного падения всего сонма с неба в оны времена, еще до сотворения человека. Так как было свержено на землю очень много нечистой силы, то она, во избежание вражды и ссор, очертила свои владения кругом. Этот круг возымел особое действие и силу: всякий, попавший в него и переступивший след нечистого, обязательно блуждает; без помощи особых средств из него нельзя выйти и избавиться от дьявольского наваждения" .Согласно народным воззрениям, в мире не существует жесткой границы, разделяющей сферы зла и добра, и, следовательно, нет ничего неизменного, однажды данного. Все сущее находится в постоянном взаимодействии и развитии. Сюжеты многочисленных народных сказок и легенд содержат в себе идею возможности выбора человеком своей доли (конечно, не без Божьей помощи). Отсюда крайне интересны для понимания народного мировоззрения легенды о том, как ангел служит Сатане (См., например, легенду о Св. Касьяне (ВИСОКОСНЫЙ ГОД)), а черт, в свою очередь, превращается в ангела: "У чертей старшие есть и младшие. Первые приказания отдают, а вторые исполняют. Вот раз чертенку дали приказ пакость какую-то сделать, а он и не исполнил. Ну, ему сейчас под железные прутья должно воротиться. Испугался он и давай Бога молить: "Господи, коли ты меня от железных прутьев избавишь, никогда пакостничать не буду!" Бог его и не оставил: спрятал чертенка в церкви, под плащаницу. Черти его и не могли найти, бросили искать. Стал после этого черт ангелом и возрадовались и на небе и на земле".