Церковь приметы

Если во время богослужения в церковь влетит птица, это предвещает удачу для всех, кто присутствует на богослужении. Если малиновка влетит в церковь и запоет, это предвещает смерть кому-то из прихожан. (Распространенное сельское поверье). Если смотреть в церковный портал в полночь накануне Св. Марка, можно увидеть фигуры прихожан, которые должны умереть на протяжении ближайших 12 месяцев. (Йоркшир). Если ты перевернешь подушечку на молитвенной скамье, даже если она уже была перевернута, ты будешь иметь 12 неудачных воскресений подряд. Если церковные врата открываются без видимой причины, в них скоро внесут гроб. (Повсеместно, в сельской местности). Первое живое существо, которое войдет в новую церковь, заберет дьявол. Первый ребенок, окрещенный в новой церкви, принадлежит дьяволу и непременно умрет. (Йоркшир и проч. графства). Сперва мы хотели бы проиллюстрировать старинное шотландское суеверие об опасности, якобы угрожающей тому, кто закладывает первый камень новой церкви. Около 80 лет назад оно послужило причиной забавного недоразумения в Абердиншире. Там собирались строить новый храм, а старое здание продали на слом. Но ни один рабочий не соглашался начать разбирать храм. Только через несколько дней агент по торговле недвижимостью лично выломал из стены первый камень, и лишь после этого люди согласились начать работу.Очень популярно было и вышеупомянутое суеверие о полночных видениях в церкви накануне Св. Марка. Однако на территории от Шотландии до Уэльса этот обычай чаще относился ко Дню Всех Святых.В Шотландии обычай предписывал сесть на трехногий табурет на перекрестке трех дорог. Когда часы начнут бить полночь, здесь якобы можно услышать имена прихожан, которые должны умереть. Однако, тот, кто услышал эти имена, мог уберечь этих людей от смерти, снимая с себя одежды и отбрасывая их прочь, одну за другой, при каждом имени, называемом таинственным голосом.В Йоркшире бдения совершались главным образом накануне Св. Марка. Тот, кто хотел заглянуть в будущее, должен был три года подряд приходить к церкви в полночь накануне этого дня и с 11 часов вечера до часа ночи предаваться наблюдениям. На третий раз он начинал видеть очертания фигур. Те, кому суждено было умереть, якобы входили в церковь один за другим. Если же самому наблюдателю .случалось заснуть в эти два часа, то он был обречен умереть в течение года.С этим суеверием связано множество занятных историй. Одна из них, наиболее забавная, повествует о кладбищенском стороже, служившем в одном из северных приходов, который занимался подобными наблюдениями, желая узнать, какой доход будет у него на следующий год.Другая, более мрачная - о женщине, которая наблюдала за порталом храма Св. Марии в Скарборо около 150 лет тому назад. Когда призраки начали входить в церковь, она узнавала в них знакомые очертания своих друзей. Последний призрак долго оставался не узнанным. Она приблизилась к нему и узнала саму себя. Соседи нашли ее на другое утро у церковного портала без сознания, а вскоре после этого она умерла.То, что первое живое существо, вошедшее в церковь, принадлежит дьяволу, знали не только у нас, но и в Германии. Там бытовал обычай сразу же после освящения церкви впускать в нее собаку.В Экс-ля-Шапель есть (или, по крайней мере, была до II Мировой войны) одна церковь, в дверях которой можно было увидеть большую дыру. История, связанная с этой дырой и рассказанная нам, гласила, что, когда церковь была готова к освящению, в нее впустили собаку. Дьявол, разъяренный человеческой хитростью, схватил собаку и вылетел вместе с ней сквозь дверь, пробив при этом большую дыру в досках.Один из наиболее смешных обычаев, связанных с церковью, сохранялся в Кингстоне-на-Темзе еще в 1850 г. Здесь, .в церкви Всех Святых, накануне дня Св. Михаила все прихожане, усевшись на своих лавках, щелкали орехи. Откуда пошел этот абсурдный обычай - неизвестно.В Грейт-Ярмуте (Норфолк) в первое воскресенье октября существовал обычай вешать рядом с алтарем в церкви Св. Николая рыбацкие сети и совершать особое богослужение с "благословением сетей".Другой странный обычай - "окружать" церковь Св. Марии (Пейнсуик) в первое воскресенье после Рождества Богородицы (19 сентября по старому стилю). У нас есть описание этого представления, имевшего место не далее как в 1912 г., когда процессия собиралась в 3 часа дня и шла к церкви, причем во главе ее несли церковную хоругвь. Все прихожане вместе с детьми собирались на ступеньках колокольни, откуда и начиналось "окружение". Дети хлопали в ладоши и становились вокруг церкви, раскачиваясь взад-вперед. Затем они снова перестраивались в процессию и шли к храму, где совершалось богослужение.В Норфолке одно время хранились специальные светильники, которые назывались "плужными": их вешали перед определенными иконами те, кто хотел вымолить себе хороший урожай.Украшение портала церковных врат и даже интерьера церкви фонарями в день Первого Мая тоже было в свое время повсеместно распространенным обычаем.В статье КРЕЩЕНИЕ (ОБРЯД) упомянут обычай замуровывать животное или даже человека в фундамент строящейся церкви. Нас довольно часто спрашивали, не является ли пережитком этого обычая нынешняя традиция замуровывать газеты и монеты в фундамент зданий, которые строятся в наше время. Конечно же, нет. Газеты и монеты закладываются в фундамент для того, чтобы потомки могли узнать об обычаях, событиях и денежных единицах нашего времени; что же касается замуровывания мужчины, ребенка или животного, то их жертвовали земле, чтобы она держала бремя, возложенное на нее. Преп. С. Бэринг-Гоульд, большой авторитет в области фольклористики, много лет придерживался этого взгляда, но позднее отказался от него. Многие современные авторы сохраняют это мнение до сих пор.Суеверие, связанное с малиновкой, когда-то было очень популярно. Около 70 лет назад его еще разделяли студенты колледжа Св. Иоанна (Херстпьерпонт), считавшие, что, если в школе должен кто-нибудь умереть, малиновка влетает в церковь, садится на алтарь и поет. В связи с этим преп. Бэринг-Гоульд сообщает, как однажды ему случилось находиться в часовне вечером, когда малиновка влетела в открытое круглое окошко, вспорхнула на алтарь и запела. "Через несколько минут, - пишет он, - ударил поминальный звон по мальчику, который только что скончался". Птица, севшая на флюгер церкви, - знамение смерти, которая случится в поселке в течение недели. (Суффолкское сельское поверье). Тот, кто закладывает первый камень в фундамент церкви (хотя положить начало чему-либо - это всегда добрый знак), умрет не своей смертью. (Шотландия). Церковная пыль, принесенная в постель умирающего, позволит ему отойти легко и без мучений.