Брауни приметы

Брауни-странные существа, в которых верили многие шотландские горцы, жители Шотландских и Западно-Шотландских островов. В Бервикшире считалось, что брауни появляются для того, чтобы помочь людям справиться с тяжелой и скучной работой; однако им ни в коем случае нельзя платить за это. И, все же, как свидетельствует Хендерсон, для брауни иногда следовало приготовить небольшое угощение. Больше всего они любили фигурное печенье из свежесмолотой, еще теплой муки, поджаренное на угольях и смазанное медом. Домохозяйки, приготовив это блюдо, клали его там, где брауни мог его найти.Пинкертон считает эти существа грешными духами, обязанными входить в дома по ночам и выполнять работу, которую недоделали хозяева. Но если для брауни оставить какое-нибудь вознаграждение, он уйдет и никогда не вернется.Рассказы об этих маленьких существах (в Девокшире их называют пиксами) тоже очень занятны. Одна женщина по доброте душевной пошила плащ и шляпу для брауни, который всегда подметал и мыл полы в ее доме. Затем она положила подарки в его излюбленном месте и сказала ему об этом. Брауни тут же навсегда покинул этот дом со словами: "Новая шляпа! Новый плащ! Да я красавец хоть куда!"Брауни существовали также в Крэншоу (Бервикшир), где они время от времени скирдовали и обмолачивали хлеб. Однажды во время жатвы кто-то неосторожно сказал, что брауни не слишком хорошо умеют вязать снопы или скирдовать. Брауни услышали это, и на другую ночь унесли весь хлеб на скалу Рэвен Крэг, расположенную в двух милях от Крэншоу.Подобные истории до сих пор распространены у горцев.Русский домовой рядом функций, присущих ему как мифологическому персонажу, напоминает английских брауни.О происхождении домовых в русском фольклоре сохранилось множество легенд, например: "Бог при столпотворении Вавилонском наказал народ, дерзнувший проникнуть тайну его величия, смешением языков; а главных из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы и пр. Кто в момент наказания находился в доме, сделался - домовым, в горах - горным духом, в лесу - лесовиком. Поверье прибавляет, что, несмотря на силу греха, раскаяние может обратить их в первобытное состояние, поэтому народ видит в этих бестелесных существах падших людей и придает им человеческие формы и свойства.. [У англичан существует аналогичное представление о брауни: это "грешные духи"].Домовой представляет дух бескрылый, бестелесный и безрогий, который живет в каждом доме, в каждом семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Он перед кончиной кого-нибудь в семействе воет, иногда даже показывается кому-нибудь из семейства, производит стук, хлопание дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близ печки или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается близ лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвост, дает ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастии, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричит, топает и пр.Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков... Также наваливается во время ночи на спящего и давит его так, что в это время нельзя ни пошевелиться, ни слова сказать. Обыкновенно эта стень наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают: к худу или к добру, - а домовой отвечает мрачным голосом:"да" или "нет" .Рассказы о том, что домовой "вещует" хозяевам, повсеместно распространены в крестьянской среде и сегодня. "Вот спала я, я как спала, а потом проснулась, как всё равно, и чую - на меня что-то ложится, легкое такое, а не знаю что, а я так-то вот руки растопырила, прямо так, а сама, и вот это, знаю, что говорят, что надо спросить, я была в положении. Мне было уже под снос, ходила. А я так-то вот руки поставила, говорю: "К чему, к чему?" ~ шепчу. А он говорит: "Замуж выдам не за худшего". На мене, понимаешь? Замуж выдам не за худшего. Я! Глаза на лоб -и ушел, нету, нету, я вот так вот до утра руки держала, лежала задубемши, когда проснулась, так-то вот печку вытопила, а тут у нас женщина жила, суседка, ну, она и сродни, Дуня вот, Дьячихина. Да. Я ей рассказываю: "Матка, так-то и так-то сегодня, я умру нынче, я на родах умру, наверное". Она говорит: "Чего, Мань?" А я говорю: "Вот так и так. На меня сегодня навалилось чтой-то такое, я не знаю что, а легко, не так тяжело. Бывает, что тяжело. Если тяжело - то плохо, да. Она говорит: "Ну, как навалилось? Ты не спросила?"Я говорю: "То-то и дело, что спросила. Говорю: "К чему, к чему?" - прошептала я. А он говорит: "Замуж выдам не за худшего". Она тогда мне и говорит. Говорит: "Не горюй. Чтой-то будет тебе, но ты живая будешь". И правда, было со мной плохо. На родах у меня... Роды были тяжелые, и по мне пошли волчки в больнице. Еле их вылечили, три года оны по мне ходили, пока на бабушку я попала. Вот как бывает, видишь, - замуж выдам не за худшего. Вот за плохое, если б сказал, за плохого - значит бы всё, плохо мне было, совсем могла б я кончиться. Вот, видишь, как бывает. Бывает" .Домовой "не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близ порога или под порогом. Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте, занимается хозяйской работой, между тем, как по-видимому ничего этого не видно [Ср.:основная функция английских брауни --помогать "людям справиться с тяжелой и скучной работой"]. Особенно любит домовой жить в банях и париться, а также в ригах и в других теплых местах, тоже его слышат и в театрах...В разговорах не называют его домовым, а "дедушкой, хозяином, набольшим или самим" [см. ИМЯ И ФАМИЛИЯ}. При переходе или переезде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, перед выходом из старого дома с хлебом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждого, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любит ленивых...Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае перед порогом дома зарывают в землю череп или голову козла" ."Домовые - это духи - хранители домов, олицетворение душ умерших предков...По народным верованиям, домовой весь оброс густой шерстью и мягким пухом, даже ладони и подошвы у него в волосах, только лицо около глаз и носа голое. Его мохнатые подошвы зимой обозначаются на снегу, а ладонью домовой гладит но ночам сонных и те чувствуют, как шерстит его рука. Если она мягкая и теплая, то предвещает счастье и богатство, если холодная и жесткая, то быть худу".Домовой "всегда имеет человеческий вид хозяина дома, б[ольшей] ч[астью] уже умершего, или старшего в семье: деда, бабушки и т. д. Если кто увидит домового хозяина в образе уже умершего члена семьи, то это - к благополучию; если же семьи, то это признак неблагоприятный: человек, в образе которого явился домовой, умрет в этом году. Самое явление это, говорят, с того уже света" ."В Малмыжском уезде Вятской губ. рассказывают, что домовой показывается людям стариком, ростом с пятилетнего ребенка [характерно, что английские народные представления о брауни также указывают на их маленький рост], всегда в красной рубашке, опоясанной синим кушаком; лицо у него сморщенное, борода белая, волосы на голове желто-седые, а глаза словно огонь горят. В Сибири представляют домового в виде маленького, косматого старичка с длинной бородой и думают, что он проживает в печурке. В других областях русского царства знают домового плотным, малорослым стариком, в коротком смуром* зипуне или синем кафтане, с алым поясом, иногда в одной красной рубахе; у него седая, всклокоченная борода, волосы косматы и застилают лицо, голос суровый и глухой; он любит ворчать, браниться и употреблять при этом выражения чисто народные, крепкие" ."Хозяева обыкновенно стараются угодить домовому тем, что приобретают кошку такой масти, какую любит домовой. Если хозяин дома брюнет, то и кошку нужно приобретать черную и т. д. Если домовой не взлюбит кошку, то он зачастую бросает кошку прямо с печи так, что та отшибает зад, быстро после этого чахнет и умирает. Домовой обыкновенно предупреждает хозяев относительно несчастий, имеющих случиться в семье: перед несчастьем в доме раздается треск, слышатся шаги; собаки и кошки без всякой видимой причины бывают встревожены и т. д. Иногда, желая предсказать хозяину его смерть, домовой гасит из-за плеча хозяина находящуюся в руках его свечу, понятно, в том случае, если хозяин находится в комнате один. Треск стен - дело домового. Когда затрещит стена, спрашивают домового: "к худу или к добру?" И домовой отвечает глухим голосом: "к худу" или же "к добру"...Любимое местопребывание домового - это голубец, порог у входной двери, место под шестком* и место под печкой.Домовой любит те семьи, в которых живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно относятся к своему добру, которые в чистоте и порядке содержат свой дом и двор.Трудолюбивым и заботливым хозяевам домовой сам помогает в их хозяйстве: дает скоту корм, расчесывает гривы лошадям и т. д. и т. д. Зато нерадивым хозяевам, а также тем, которых он не взлюбит, домовой старается всячески вредить: он заезживает по ночам лошадей, мучит и бьет скотину, забивает ее в угол или под ясли, засоряет навозом двор, сбрасывает с печи кошку, так что она отшибает себе зад, давит каждую ночь во сне хозяина и хозяйку" .Согласно русским народным воззрениям, домового следует угощать [ср. английское поверье о приготовлении фигурного печенья для брауни]. В ряде локальных традиций Центральной России "кормление" домового приурочивается к определенным дням. Так, например, "в селениях Тульской губернии есть поверье, что ... если [10 февраля, в день Св. Ефрема Сирина] хозяйка не оставит на ночь гостинца для домового, то будто он из доброго превращается в лихого...Для смирения домового после ужина оставляют на загнетке горшок каши. обкладывая его вокруг горячими угольями. Будто ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает. С той поры он целый год бывает смирен и услужлив" .В некоторых южных областях России хозяйки оставляют для домового немного еды на столе каждый вечер (на ночь). Иначе он будет сердиться и домашние дела не будут спориться .Согласно русскому народному календарю, 12 апреля, в день Св. Иоанна Лествичника домовой "бесится и не узнает своих домашних. С заходом солнца запирают весь домашний скот и птиц, а сами боятся уже подойти и к окну во всю ночь...Он [домовой] на всех злится, всех бы рад известь, готов сокрушить весь дом...Лошадей забьет под ясли, у коров отобьет охоту от еды, перекусает со зла всех собак, раскидает по всему двору сани и телеги, хозяину подкатывается под ноги. И все это бывает 30 марта [по н. ст. - 12 апреля] с ранней утренней зари до полуночи, как запоют петухи... Одни говорят, что у него в начале весны спадает старая шкура и от этой боли он бесится. Другие думают, что на него находит чума... Третьи знают наверное, что в этот день бывает им [домовым] расправа от нечистой силы за целый год... Четвертые рассказывают за тайну, что хозяин когда-то поссорился со знахарем не шутя и что за такую обиду знахарь и удружил ему лихим домовым... Пятые ... уверяют..., что в этот день приходит домовому смертная охота жениться на ведьме" .В некоторых регионах существует представление о том, что домовой - существо "семейное". Так, у русских поморов "домовой хозяин" ... имеет жену и детей ровно столько же, сколько детей находится в доме. Живет "домовой" со своим семейством в подполье. "Хозяйка" и "хозяин" вершат в доме все домашние и семейные дела. В некоторых местностях перед тем, как лечь спать, женщина говорит:"Хозеин, хозеюшка,С малыми детоцьками,Благословите навею ноцьку спать" .В отличие от английских поверий о брауни, в русской традиции "деятельность" домового в основном направлена на скотоводство (ухаживать за лошадьми и коровами) и домоводство, его "связь" с земледелием (зерном, жатвой и хлебом) проявляется крайне редко: например, "под Орлом знают (и рассказывают) про такой случай, когда домовые раздобрились для своих любимых хозяев так, что помогали им в полевых работах" . Но подобное свидетельство, скорее, носит характер исключения. "Жесткую прикрепленность" домового к дому и ко двору можно объяснить тем, что в русских народных представлениях о демонологических персонажах вплоть до настоящего времени сохранилось четкое разделение их "зон влияния": банник - "заведует" баней, водяной - реками, озерами и рыбой, леший - лесом, дикими животными и деревьями, овинник - овином, полевик - полем и т. д.Крайне интересны английские суеверия, указывающие на существование определенной связи между брауни и пчелами: духи любят фигурное печенье, "смазанное медом"; в обращениях к пчелам англичане называют их "маленькие брауни". Этот комплекс поверий еще раз подтверждает универсальное мифологическое представление о духах дома как о душах умерших предков, так как образ пчелы практически во всех мифологических системах связан с представлениями о "мире мертвых" .Русские народные рассказы о домовых до сих пор можно услышать практически во всех областях России.